Ровно 130 лет назад, 29 января 1886 года, Карл Бенц получил патент на свой автомобиль - трехколесный двухместный экипаж на высоких оспицованных колесах. Прошло совсем немного времени и движение на автомобилях стало настолько бойким, что потребовались специальные водительские удостоверения, в «народе» именуемые правами. В 1893 году префектом полиции Парижа автомобилисту, чье имя история не сохранила, была выдана первая справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором.
Вятка впервые увидела автомобиль 18 февраля 1906 года, сто десять лет назад. А вот самые ранние права на управление автомобилем обнаружены в фондах Государственного архива социально-политической истории Кировской области. Правда, выданы они были не в Вятке, а в г. Орле в 1916 году, 100 лет назад. Уже само наличие водительского удостоверения в тот период — это редкость. В России первое водительское удостоверение было выдано в 1900 году в Санкт-Петербурге. Для получения прав требовалось окончить курсы вождения, которые часто организовывались при автомастерских. Билет № 40 или водительское удостоверение принадлежал Дегтереву Иосифу Ивановичу, ефрейтору царской армии, шоферу полковника. Водительское удостоверение представляет из себя книжку, в которой имеется фотография владельца, закрепленная сургучной печатью и суровой ниткой. В самом документе указаны сведения о владельце. Большой раздел книжки - это «Обязательные постановления о порядке движения автоматических экипажей».
Вот некоторые выдержки из Постановления. «Автоматические экипажи» могут двигаться по городу после ежегодного техосмотра. Лица, управляющие автомобилем, должны допускаться к управлению после испытаний. Сам автомобиль должен быть сделан надежно, иметь два независимых друг от друга «тормозных приспособлений», исходящие пары или газ не должны причинять неудобства прохожим. «Свидетельство о допущении автоматического экипажа к езде» всегда во время езды должно находиться при экипаже и предъявляться агентам Городской Управы и чинам полиции по первому их требованию. Разрешение на управление автоматическим экипажем выдается «лицам не моложе 18 лет, грамотным, умеющим объясняться по-русски, имеющим слух и зрение не ниже нормального и не обладающими физическими недостатками, мешающими управлять автоматическим экипажем». Самая большая глава Постановления посвящена «Правилам езды на автоматических экипажах и обязанностям управляющих ими». Любопытно, что скорость движения не должна была превышать 12 верст в час, а на грязном и скользком пути, перекрестках улиц и крутых спусках, наконец, везде, где имеется оживленное движение, «должно ехать тихим ходом и во всяком случае не более 5 верст в час» (одна верста соответствует 1,067 км), «если приближение автоматического экипажа будет вызывать беспокойство у лошадей или других животных, то управляющий автоматическим экипажем должен убавить скорость и, в случае надобности, остановить экипаж и даже двигатель».
Есть параграфы, перекликающиеся с современными правилами: «лица, управляющие автоматическими экипажами... должны быть всегда в трезвом виде», «езда на автомобилях вперегонку воспрещается», «при остановке на улицах, управляющий автомобилем обязан остановиться вдоль тротуара, в один ряд с прочими экипажами по направлению езды, причем не заграждать проездов ворот, входов и не стеснять уличного движения». У нарушителей правил свидетельства и билеты на право управления отбирались, и на усмотрение Управы они могли быть лишены выдачи свидетельств и билетов и на будущее время.
Столетнее водительское удостоверение Дегтерева Иосифа Ивановича, хранящееся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области, на сегодня является поистинно уникальным.