2017 год по Указу Президента Российской Федерации был объявлен Годом экологии с целью привлечения внимания общественности к проблеме загрязнения окружающей среды и сохранения природы в целом.
В советское время вопросами охраны природы активно занималась общественная организация Всероссийское общество охраны природы (ВООП), созданная в 1924 году. Свою практическую работу среди населения организация вела через следующие секции: охраны леса (борьба с самовольными вырубками лесных насаждений) и озеленения и садоводства (благоустройство и озеленение городов, поселков, дорог и зон отдыха, создание и реконструкция парков, садов, скверов и жилых кварталов).
Для работы с детьми и молодежью была выделена юношеская секция. Ее членами могли быть учащиеся школ и профессиональных учебных заведений до 18-летнего возраста.(1) Любопытно, что количество членов юношеской секции ВООП превосходило над количеством членов из взрослого населения. В декабре 1959 года в состав Кировского отделения ВООП входило 19 городских и районных отделений. В них было вовлечено 3670 человек взрослых и 4115 юношей и девушек. Уже через два года число взрослых членов Общества выросло в четыре раза - до 15574, а юношеская секция — более чем в 10 раз, до 56336 человек.(2) На 1 января 1967 года Кировская областная организация имела 33 районных организации и одну городскую с числом членов 126085 человек. Из них школьников было 100065 человек,(3) т. е. практически 80% от общего количества членов.
По документам Государственного архива социально-политической истории Кировской области можно выделить основные направления деятельности юношеской секции Кировской областной организации ВООП за 1950-е — 1980-е годы.
Одной из традиционных форм работы юношеской секции было проведение массовых праздников. Среди первых таких мероприятий по охране природы в СССР в 1924 году был проведен «День птиц». Возник он по инициативе московских школьников, которые, изготовив скворечники, развесили их в подмосковных лесах. Традицию проведения праздника, привлечения птиц к городам, лесным и сельским угодьям для ликвидации вспышек появления вредителей, подхватили учащиеся школ по всей стране, в т.ч. Кировской области.(4) Объявлялся конкурс на лучшее проведение «Дня птиц», вовлекая максимальное количество детей по всем школам области*. В этот период проводилась разъяснительная работа со школьниками о значении птиц, устраивались школьные уголки «Берегите птиц, они наши друзья!», выпускались специальные стенгазеты, листовки, плакаты, изготавливались гнездовия (скворечники, синичники, дуплянки и т.д.). Так, в 1958 году силами школьников Кировской области было сделано более 100 тыс. скворечников. По итогам конкурса были отмечены юннаты поселка Свеча, которые организовали шествие по селу со скворечниками в руках с призывами об охране птиц, и учащиеся Кырчанской средней школы Нолинского района, сделавшие 247 и отремонтировавшие 253 гнездовий.(5)
Ежегодная массовая акция привлекала внимание детей области к проблемам и нуждам пернатых. Учащиеся готовили доклады на темы о жизни птиц и заботе о них. Школьникам демонстрировались кинофильмы: «Крылатая защита», «История одного кольца», «Остров белых птиц», «В зарослях Волжской дельты» и др.(6) Охранять птиц учили на простых примерах. Так, сообщалось, в желудке одного убитого грача, найденного в мае 1966 года на поле колхоза «Знамя Октября» Кирово-Чепецкого района, было около 15 штук проволочников и гусениц озимой совки, повреждающих зерновые и корнеплоды. Или, что синица съедает столько насекомых за сутки, сколько весит сама, а королек за год - до 10 млн. мелких насекомых. Детей подводили к выводам, что птицы обеспечивают нам достаточные сборы плодов, овощей и зерновых; исправить возникшие экологические проблемы можно привлекая полезных птиц. Это можно сделать путем подкормки, развешивания скворечников, устройства гнездовий, связывания верхушек веток кустов для удобства расположения их будущих гнезд, установки шестов в полях для хищных птиц.(7) Давались рекомендованные размеры и чертежи гнездовий для скворцов и синиц, инструкции по их изготовлению. Лозунги брошюр, распространяемых в дни проведения праздника говорили: «Охраняйте птиц!.. Десять майских жуков способны уничтожить всю растительность на 1 квадратном метре поля, а семья скворцов за время гнездования съедает 8000 майских жуков и их личинок...»
В материалах работы юношеской секции ВООП сохранились сведения о том, что весенний праздник «День птиц» был популярен в Кировской области до начала 1970-х годов.
Воспитание трудолюбия, отзывчивости к экологическим проблемам своей местности проходило через участие школьников в практических работах.
С 1957 года, начала работы районных отделений ВООП, была организована научно-исследовательская работа членов кружка юных натуралистов в учебно-опытных хозяйствах школ, на колхозных, совхозных полях и фермах, опытных станциях, ягодниках, питомниках и в др. научных учреждениях. В 1967 году, обобщая опыт систематической работы производственных школьных бригад за 10 лет, отмечалось, что члены звена бригад имели возможность изучить весь цикл агротехнических мероприятий выращиваемых зерновых, бахчевых, овощных культур (влияние способа посадки, обработки семян и видов удобрения), научились вести работы в ягодном саду и питомнике (подготавливать к зимовке, высаживать кусты и деревья, размножать кустарники, проводить прививки). Наблюдения за ростом и развитием растений, анализ проведенных опытов фиксировались в дневнике звена. Детьми была оказана шефская помощь в прополке и уборке корнеплодов, старшеклассники освоили работу на тракторе, около жилых домов были заложены ягодники. Учащиеся Кильмезской средней школы, получив материал из Научно-исследовательского института садоводства им. И.В. Мичурина, освоили прививку яблонь и груш, вели работу по испытанию гибридов сливы и вишни, полученных с Горно-Алтайской сельскохозяйственной опытной станции. Ребята Вятскополянской средней школы № 1 ежегодно помогали озеленять сквер и улицы города из школьного питомника цветочных растений, заложенного в 1960 году, вели обмен семенами с цветоводами Москвы, Минска и Владивостока. По результатам опытнической работы проводились праздники «День урожая», «Осенний бал», «Праздник цветов», где награждались отличившиеся учащиеся.(8)
Получению экологических знаний и реализации познавательных интересов подростков и молодежи способствовала работа Детских университетов охраны природы. С 1974 года действовали следующие Университеты: при станции юных натуралистов города Слободского; в средних школах города Омутнинска и поселка Подосиновец; при Кировском областном дворце пионеров «Мемориал». Работу Университета координировал Совет, в который, кроме специалистов-биологов, входили представители ВООП. Целью работы Университета при областном дворце пионеров была подготовка актива учащихся для организации и проведения природоохранной работы во всех школах города Кирова. Программа включала в себя проведение лекций, бесед, познавательных экскурсий в природу, музеи, научные учреждения города, практические занятия и природоохранные мероприятия. Школы направляли в Университет учеников 5-10 классов, заинтересованных в изучении природы и умеющих вести агитационную работу среди сверстников. Лекции и занятия проводили преподаватели, студенты педагогического и сельскохозяйственного институтов, сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. профессора Б.М. Житкова (ВНИИОЗ), работники рыбнадзора, охотинспекторы, врачи и другие специалисты. Материал излагался доступно, давался развернутый план для агитационных выступлений, диспутов и тематических вечеров в школах. Действовало 3 факультета: изучение природы родного края — для учащихся 5-6 классов; изучение вопросов охраны природы (исторический аспект) — 7-8 классов; экологических знаний — 9-10 классов. Разделение по факультетам позволяло учитывать уровень подготовки учащихся и их возрастные интересы. Ребята, которые заканчивали два года Университета и активно работали в школе, получали звание пионер-инструктор.(9) По окончании трех курсов школьникам выдавалась рекомендация в высшие учебные заведения биологического профиля.**
Научно-исследовательская деятельность, практическое участие в охране природы подготавливала школьников к осознанному выбору будущей профессии и прививала любовь к окружающему миру. Этому способствовала также работа в школьных лесничествах.
Школьные лесничества появились в Кировской области в 1967 году. В этот год совместная коллегия Министерства просвещения РСФСР и Министерства лесного хозяйства РСФСР утвердила «Положение о школьном лесничестве». С осени 1967 года в Кировской области, как и по всей стране, начали создаваться школьные лесничества из учащихся 7-10 классов школ на специально выделенной и закрепленной за ними территории государственных лесничеств. Кроме изучения природных богатств родного края, под руководством учителей и специалистов лесхозов, школьники получали практические навыки по биологии, географии и другим учебным предметам, участвовали в охране леса, сборе и заготовке лекарственного сырья, грибов, ягод, семян, кормовых трав, выращивали посадочный материал в питомнике.(10)
Все эти работы школьниками велись в районных лесничествах и ранее, без закрепления за детьми определенной территории. Так, в отчете об охране природы за 1966 год писали, что Борская средняя школа Афанасьевского района засадила лесом площадь в 10 гектаров, а Октябрьская средняя школа Мурашинского района помогла леспромхозу в очистке лесосек от сучьев и посадила семена ели на площади 100 гектаров.(11) Первым было организовано школьное лесничество на базе Буйской средней школы Уржумского района в 1967 году. За ним закрепили 397 гектаров государственного лесного фонда Буйского лесничества Уржумского лесхоза. К декабрю 1968 года в области юных лесоводов объединяло 20 школьных лесничеств в 12 районах, в которых работало 550 учащихся.(12) Они принимали участие в ведении лесного хозяйства и очистке леса на площади 3438 гектаров.(13) За 1968 год школьниками были проведены посадки леса на 684,6 гектарах, осуществлялся уход за лесными культурами на 3,4 тысячах гектаров, было заготовлено 27,2 тонны хвойных шишек, 36 тонн лекарственного сырья. Было организовано 862 дозора «Друзья леса», которые оказали существенную помощь в охране лесов от пожаров и самовольных вырубок.(14) За 1973-1974 учебный год в области членами школьных лесничеств был предотвращен и потушен 31 лесной пожар.(15)
Начиная с 1969 года на базе школьного лесничества в Куменском районе работал в три смены комсомольско-молодежный лагерь труда и отдыха.(16) По инициативе Унинского лесничества в летние каникулы 1970 года впервые в области был организован лесной лагерь «Испытатель». Ребята жили в лесу в палатках в течение двух недель. За это время они посадили лес на 4 гектарах, провели уход за лесопосадками на площади 247 гектаров, заложили лесной питомник на 4 сотках земли. С 1973 года на основании «Положения о летних практических работах учащихся общеобразовательной школы» (приказ министра просвещения СССР от 6 апреля 1973 года № 37) в период летних каникул были введены практические работы в лагерях труда и отдыха. При работе с детьми сочеталась учебно-воспитательная, научно-исследовательская работа, оздоровительные мероприятия и культурный отдых. Школьники, начиная с 5 класса, выполняли доступные виды труда: сбор хозяйственно-ценных растений, лесных семян, выращивание посадочного материала, охрана муравьев, выявление редких деревьев и памятников природы и т. д. Продолжительность рабочего дня не должна была превышать 4 часа, все работы длились 2-3 недели.(17)
К 1975 году по области количество школьных лесничеств увеличилось до 136, объединяя более 6 тысяч человек.(18) К 1985 году было 92 лесничества, в которые входило 5239 членов школьных лесничеств и 1735 членов производственных бригад. За ними было закреплено более 50 тысяч гектаров государственного лесного фонда, посажено 2566 гектаров леса, 140602 деревьев и кустарников, собрано 5373 килограммов шишек хвойных пород, облесено 76 оврагов и балок, посажено 63 гектара полезащитных полос, заготовлено 2570 килограммов лекарственного сырья.(19)
В 1983 году прошел Всероссийский смотр школьных лесничеств и звеньев юных лесоводов ученических производственных бригад. Целью смотра было выявление лучшей организации работы с юношеством по их ориентации на профессии лесохозяйственного профиля и закрепления молодежи на селе. Среди показателей смотра выделялись: наличие закрепленной за школьным лесничеством территории государственного лесного фонда; выполнение лесохозяйственных работ (охрана леса от пожара, сбор лесных семян, посадка леса, охрана памятников природы, муравейников, закладка парков и т. п.); участие в заготовке кормов для сельского хозяйства и сборе лекарственных растений; проведение опытнической и исследовательской работы; организация теоретических и практических занятий; количество выпускников школ, оставшихся работать на предприятиях лесного хозяйства и поступивших в специальные учебные заведения. По итогам Всероссийского смотра Кировская область была отмечена среди регионов, добившихся высоких показателей по заготовке веточного корма и сена (130 тонн).(20)
Школьные лесничества в Кировской области продолжали организовывать до конца 1980-х годов.(21) В 1970-1980-е годы для многих ребят работа в школьных лесничествах стала призванием. Так, 179 бывших выпускников области в 1974 году остались работать в своих хозяйствах, в т. ч. 26 по полученным специальностям, 39 человек поступили в институты лесного хозяйства, 150 — в лесотехникумы.(22) А 1989 году, например, из 5 членов школьного лесничества средней школы № 1 города Советска, 2 человека пошли работать в лесное хозяйство, 1 — поступил в институт лесного хозяйства, 2 — в лесотехникум.(23) Опыт работы школьных лесничеств полностью оправдывал себя, как важная форма организации воспитательной и общественно-полезной работы учащихся. Труд школьников в лесничествах, кроме профессиональной ориентации и повышения знаний, воспитывал любовь и бережное отношение к природе.
Большое внимание юные лесоводы уделяли охране и расселению полезных для леса насекомых, особенно муравьев. Всероссийская операция «Муравей» начала проводиться с весны 1971 года после выхода в декабре 1970 года в газете «Лесная промышленность» статьи И. Лемберика «Похвала муравью», где сообщалось, что за день, муравейник уничтожает в 30–60 раз больше насекомых, чем дятел или синица. Перед защитниками и покровителями муравьев стояли следующие задачи: инвентаризация и картирование муравейников (в т.ч. выделение на картах наиболее крупных естественных колоний муравейников, которые могли бы быть использованы при расселении); охрана муравейников (огораживание, укрытие, вывешивание в лесах плакатов, лозунгов, аншлагов и предупреждений, рассказывающих о пользе муравьев, разъясняющих, какой вред приносит лесам разрушение муравейников); широкая агитационная и пропагандистская работа (организация лекций, бесед, семинаров, тематических вечеров; выступления в печати, по радио, телевидению, показ кинофильмов, посвященных муравью и его лесоохранной роли).
Обобщая итоги третьего года проведения операции «Муравей» в рапортах школьных лесничеств были даны сведения: «...По Кировской области... проведена инвентаризация муравейников на площади 88,1 тысяч гектаров. Расселено муравьиных отводков 3610 штук на площади 11 тысяч гектаров. Отгорожено муравейников на площади 110 гектаров. Проведена агитационно-массовая и разъяснительная работа по бережному отношению к муравьям: бесед и лекций — 432, семинаров — 5, вывешено аншлагов и стендов — 88, выступления в печати, по радио и телевидению — 16». В 1973 году лучшим школьным лесничеством стало лесничество 8-летней школы № 5 города Советска, которое провело инвентаризацию муравейников на площади 500 гектаров, расселило муравейников на площади 125 гектаров, огородило 80 муравейников и вывесило 50 аншлагов. (24) Для оказания методической помощи по проведению операции была выпущена брошюра «Операция «Муравей» в 1981-1985 годах с приложениями схем измерения размеров муравейников и размещения комплексов муравейников в лесничестве, таблиц определения объема гнезд и ведомости инвентаризации комплекса маточных муравейников.(25) Активное использование полезных муравьев вида Формика в лесозащитной роли велось членами юношеской секции Кировской области на протяжении 1970-х - 1980-х годов.
Удачной формой работы по патриотическому воспитанию детей являлось создание «зеленых» и «голубых» патрулей, пионерских дозоров и групп «Друзья леса». Они охраняли зеленые насаждения населенных пунктов, пригородных зон, школьных лесничеств и водные ресурсы родного края. Первые «зеленые» патрули в Кировской области были организованы в 1960 году из числа детей средних школ города Нолинска, города Зуевки и поселка Лальска Лузского района.(26) Патрули и дозоры стали школьным активом по охране природы. Ребята подмечали следы браконьерства в лесу, изготавливали искусственные гнезда и устанавливали их на водоемах, проделывали сеть прорубей в водоемах для исключения замора рыбы, наблюдали за соблюдением инструкции подкормки растений в колхозах и совхозах химическими удобрениями, организовывали лекции с местным населением и др.(27) Например, «зеленый» патруль Озерницкой средней школы Слободского района в летний период 1966 года следил за сохранностью участка леса, прилегающего к железной дороге, и ликвидировал 3 пожара, возникших от паровозных искр.(28)
Первые сведения о патрулировании школьниками на водоемах в нерестовый период имеются в документах ВООП за 1962 год.(29) Массовое же движение отрядов «голубой» патруль началось с 1970 года после обращения министра рыбного хозяйства СССР А.А. Ишкова через журнал «Пионер» к учащимся с призывом по спасению рыбных богатств страны на всех естественных и искусственных водоемах. В 1970-е годы было разработано Положение о «голубом» патруле, согласно которому школьники должны были: вести научно-исследовательскую и практическую работу по сохранению и умножению природных запасов рыбы; изучить местные водоемы и их обитателей, биологию основных промысловых рыб; произвести паспортизацию местных рек, озер, прудов; охранять рыбу во время нереста; наблюдать за санитарным состоянием рек и озер и информировать органы рыбоохраны об изменении цвета воды, появлении маслянистых пятен, пленок, загрязнении и засорении воды, гибели рыбы и вырубке леса на берегах; спасать от гибели молодь рыб, обсаживать берега рек и озер деревьями и кустарниками.(30)
Отмечая практическое участие школьников в природоохранной работе, было указано, что на 1982 год в области числилось 1497 отрядов «зеленых» патрулей, которые посадили 242 тысячи деревьев и кустарников, провели 1742 массовых мероприятия и 8750 бесед, изготовили 13 тысяч искусственных гнездовий и 23 тысячи кормушек для птиц. Отряды «голубых» патрулей охраняли 217 водоемов, участвовали в их зарыблении и спасении молоди рыб.(31)
Члены юношеской секции, в т. ч. «зеленые» патрули и школьные лесничества, оказали значительную помощь в озеленении населенных пунктов, дорог, облесению малых рек, созданию скверов и парков, укреплению склонов берегов. Учащиеся поддерживали имеющиеся зеленые насаждения городов и сел, вели борьбу с загрязнением парков, скверов, дворов и улиц.
В проводимых мероприятиях в 1966 году к 50-летию Советской власти районные отделения ВООП активно привлекали школьников к созданию лесопарков, садов, скверов, зеленых зон вокруг городов и рабочих поселков, озеленению памятных мест, связанных с Гражданской войной 1918-1921 гг. и Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. К этой дате учащимися были заложены парки на площади 7 гектаров в селе Русские Краи Кикнурского района, 3 гектара в селе Сорвижи Арбажского района, на 1500 саженцев кленов, сирени, вишни в городе Сосновка Вятскополянского района, заложен питомник и озеленен сквер у дома культуры школьниками поселка Свеча, озеленена территория детского сада села Боровка Котельничского района и территория вокруг стадиона в городе Яранске.(32)
Внесли свой вклад учащиеся и в озеленение автодорог для защиты их от сквозного продувания, пыли и солнца. Например, в 1964 году озеленили дорогу на протяженности 10 километров от села Русские Краи до села Тырышкино Кикнурского района, в 1966 году была произведена посадка деревьев по новому тракту Санчурск — Яранск на расстоянии 7 километров,(33) в 1968 году - 12 километров около села Спасское Котельничского района.(34)
Также надо отметить участие членов юношеской секции в выявлении редких растений, животных и охране памятников природы на территории области. Эта работа была начата с 1962 года после вынесения решения Кировского облисполкома (от 28 сентября 1962 года № 571). Учащиеся обследовали уголки природы своего района, давали описание растущим цветам, деревьям, устанавливали предупредительные аншлаги в местах памятников живой и неживой природы, пресекали браконьерство.
Экспедиционный отряд средней школы города Слободского в рамках Всесоюзных туристических походов «За охрану природы родного края» (1978-1980 годы) по заданию отдела природы Кировского областного краеведческого музея обследовал правый берег реки Белая Холуница с изучением впадающих в нее малых рек и ручьев. Ребята обнаружили и зафиксировали на карте ранее неизвестные места обитания бобров, расчистили завалы вдоль берега и родников. Отряд Кильмезской средней школы вел сбор сведений о местах обитания и численности выхухолей в их районе. Всего в 1978-1980 годах в 706 школах области было создано 4757 экспедиционных отрядов, в которых занималось 117460 учащихся 4-10 классов.(35)
В 1979 году при проведении Всесоюзной операции «Подснежник» школьниками была передана информация ученым области о красивых цветах своего района (где растут, как часто встречаются, сроки цветения). Было дано описание растения с приложением его рисунка или фотографии.(36)
В документах ВООП за 1990 год имеются подробные описания ребятами состояния памятников природы области. Так, при проверке водопада и утеса у деревень Береснята и Буржата Советского района говорилось о большом количестве осыпей и мусора в зоне памятника из-за массового нашествия туристов и скудном цветении орхидей после пожара, возникшего по вине людей. Школьниками предлагалось для сохранения Береснятского ботанико-геологического комплекса организовать туристическую базу для проведения организованных экскурсий, обустроить специально отведенные места для приготовления туристами пищи.(37)
Одной из форм пропаганды охраны природы среди детей была организация их участия в природоохранных мероприятиях в загородных лагерях труда и отдыха. 25 июня 1963 года начал работу пионерский лагерь Кировского городского дворца пионеров на реке Быстрице. В первый день работы лагеря сотрудник Лянгасовского лесничества провел беседу о значении природы для человека, вреде лесных пожаров и браконьерстве. Уже на четвертый день благодаря съемкам пионеров-фотокорреспондентов были задержаны браконьеры, «глушившие» рыбу недалеко от лагеря. Всего за смену было задержано 14 браконьеров. Кроме борьбы с хищническим способом ловли рыбы была оказана помощь в очистке леса.(38)
В 1971 году прошло соревнование между пионерскими лагерями области по лучшему проведению «натуралистической работы». В соревновании приняли участие 13 загородных пионерских лагеря, в которых отдыхало 25 тысяч ребят. Детям были организованы туристические походы в лес, поле, к водоемам. Грамотно организованное знакомство с окружающей природой в пионерском лагере должно было помочь сформировать гуманное отношение к живому, хозяйскую заботу о природных богатствах и восхищение красотой родного края, дать представление об элементарных правилах поведения человека в природе. Среди заданий пионерам, отдыхающим в загородном лагере были: шефство над лесом (охрана его от пожара и вредителей, очистка от валежника); помощь лесхозам и лесничествам в сборе древесно-кустарниковых семян (не менее 200 граммов на человека) и кормовых дикорастущих трав (не менее 5 граммов на человека); выявление многолетних деревьев — памятников природы в возрасте 200-400 лет в зоне пионерского действия; организация работы «зеленого» патруля; выявление случаев неправильной вспашки вдоль склонов; организация сбора лекарственных трав (не менее 300 граммов на человека); обнаружение и нанесение на карту ягодников, грибных мест, зарослей лекарственных растений; охрана лесных муравьев (изучение их жизни, учет муравьиных семей, установка аншлагов); охрана ближайшего водоема от браконьерства.(39)
С 1971 года для выявления учащихся с устойчивым интересом и склонностью к биологии, развития любознательности и бережного отношения к природе, оказания помощи в выборе будущей профессии начали проводить в Кирове городские олимпиады по биологии. Чтобы успешно участвовать, школьники должны были читать дополнительную литературу по предмету. В школьной олимпиаде 1972 году приняло участие 239 человек. Однако, результаты показали, что учащиеся, усвоив хорошо школьную программу, недостаточно знают краеведческий материал (например, видных ученых области, зимующих и перелетных птиц и т.п.), вопросы гигиены, не умеют выделять основные черты отличия растений от животных и оказывать первую помощь пострадавшим.(40)
Привлечение подрастающего поколения в 1950-1980-е годы к практическому знакомству с природой, охране и воспроизводству природных ресурсов способствовало воспитанию у молодежи гражданской ответственности за судьбу родного края и обеспечивало связь школы с производством. Использование многолетнего опыта работы с молодежью юношеской секции Кировского отделения Всероссийского общества охраны природы, формы передачи детям знаний об окружающем мире, умений и навыков, необходимых для активного и рачительного общения с природой, будут полезны и в современном обществе, позволят переосмыслить современное положение охраны окружающей среды нашего региона.
Попцова Любовь Геннадьевна, главный архивист отдела использования архивных документов КОГБУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области»
** Детский университет экологических знаний продолжает свою работу во «Дворце творчества - Мемориал».
1 ГАСПИ КО. Ф. Р-6764. Оп. 1. Д. 6. Л. 3.
2 Там же. Д. 3. Лл. 13, 111.
3 Там же. Д. 19. Л. 77.
4 Там же. Д. 29. Л. 73.
5 Там же. Д. 3. Лл. 17, 18.
6 Там же. Д. 1. Л. 5.
7 Там же. Д. 29. Лл. 41, 42, 46.
8 Там же. Д. 37. Лл. 75-104.
9 Там же. Д. 220. Лл. 7-10.
10 Там же. Д. 37. Л. 10.
11 Там же. Д. 29. Л. 94.
12 Там же. Д. 37. Л. 74.
13 Там же. Д. 46. Л. 6.
14 Там же. Д. 37. Л. 74.
15 Там же. Д. 101. Л. 30.
16 Там же. Ф. П-1682. Оп. 14. Д. 307. Л. 5.
17 Там же. Ф. Р-6764. Оп. 1. Д. 101. Л. 44.
18 Там же. Л. 20.
19 Там же. Д. 220. Л. 28.
20 Там же. Д. 189. Лл. 39, 40, 44.
21 Там же. Д. 285. Л. 12.
22 Там же. Д. 101. Л. 31.
23 Там же. Д. 285. Л. 29.
24 Там же. Д. 76. Л. 76.
25 Там же. Д. 205. Лл. 1-12.
26 Там же. Д. 2. Л. 51.
27 Там же. Ф. П-1682. Оп. 14. Д. 307. Лл. 38-40.
28 Там же. Ф. Р-6764. Оп. 1. Д. 29. Л. 96.
29 Там же. Д. 3. Л. 189.
30 Там же. Д. 101. Л. 14.
31 Там же. Д. 189. Л. 85.
32 Там же. Д. 29. Лл. 88, 89, 92, 96, 98а.
33 Там же. Лл. 92, 98.
34 Там же. Д. 37. Л. 54.
35 Там же. Д. 143. Лл. 45-49.
36 Там же. Д. 134. Лл. 16, 28.
37 Там же. Д. 298. Лл. 10-11.
38 Там же. Д. 3. Л. 207.
39 Там же. Д. 62. Лл. 33-37.
40 Там же. Д. 46. Лл. 72, 73. Д. 62. Лл. 22-23.
Опубликовано: Попцова Л.Г. Из истории работы по экологическому воспитанию школьников в 1950—1980-е гг. // Герценка: Вятские записки. Вып. 32. Киров: Издательский дом «Герценка», 2017. С. 201—211.