В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с прифронтовых территорий в Кировскую область приехало в эвакуацию много выдающихся людей. О фактах их жизни и деятельности в нашей области мы практически ничего не знаем или знаем недостаточно.
В ноябре 1941 года из Москвы в город Омутнинск Кировской области прибыл Михаил Петрович Малышев, видный государственный и общественный деятель, педагог. В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области хранятся архивные документы о М.П. Малышеве, в том числе заполненные его рукой.
В автобиографии Михаил Петрович указал, что родился он в 1888 году в городе Улан-Удэ (совр. Республика Бурятия) в семье священника. Его отец умер, когда Михаилу было 11 лет, поэтому он учился и содержался на казенный счет сначала в Читинском духовном училище, затем в Иркутской духовной семинарии.1
Вся трудовая деятельность Малышева была связана с учительской, методической и издательской работой.
По окончании семинарии в 1909 году Малышев работал учителем Высшего начального училища в селе Петровский завод, затем с 1911 года в той же должности в городе Чита Забайкальской области. В апреле 1917 года на съезде учителей он был выбран председателем уездного комитета народного образования, затем членом областного комитета по народному образованию Забайкальской области. В комитете Малышев вел методическую работу. В то же время, с июня 1917 года по сентябрь 1918 года, он был редактором учительского журнала «Думы забайкальского учителя», где освещались темы профессиональной деятельности педагогов, их материального и правового положения.
В 1920 году при образовании Совета министров Дальневосточной республики (ДВР) Малышев был назначен министром народного просвещения и проработал в городе Верхнеудинске до ноября 1922 года, до ликвидации республики. Затем Михаил Петрович работал заведующим отделом народного образования краевых исполнительных комитетов: с 1922 года — Читинского, с 1924 года - Хабаровского, с 1925 года - Ростовского-на-Дону.
Летом 1930 года Малышев был переведен директором Московского государственного педагогического института. В январе 1932 года назначен директором Центрального научно-исследовательского института педагогики, январе 1935 года — помощником заведующего отделом школ Центрального Комитета ВКП(б), августе 1937 года — констультантом-инспектором Народного Комиссариата Просвещения. С августа 1938 года по сентябрь 1939 года был заведующим кафедрой Центрального института повышения квалификации кадров народного образования. Когда кафедра ликвидировалась, в 1939 году, Малышев начал преподавать педагогику, был и.о. профессора педагогики Московского городского педагогического института.
В связи с эвакуацией Малышев выбыл из Москвы 16 октября 1941 года в город Киров, где получил назначение на должность директора Омутнинского учительского института.
Учительский институт в г. Омутнинске был создан на базе педагогического техникума в 1940 году. Это было высшее учебное заведение для подготовки учителей 5-7 классов общеобразовательных школ с двухлетним сроком обучения. В 1941/1942 учебном году было 3 факультета: русского языка и литературы, физики и математики и 2 курс факультета истории.2
По данным Кировского областного комитета ВКП(б), в области на июль 1942 года3 работало 6 высших учебных заведений:
Кировский ветеринарно-зоотехнический институт (город Киров);
Кировский педагогический институт (временно работавший в городе Яранске Кировской области);
Брянский лесной институт (эвакуированный в город Советск Кировской области);
Московский областной педагогический институт (эвакуированный в город Малмыж Кировской области, часть студентов продолжала учиться в Москве);
Московский химико-технологический институт (эвакуированный в город Уржум Кировской области, часть студентов продолжала учиться в Москве);
Омутнинский учительский институт (город Омутнинск Кировской области).
Всего в вузах области обучалось 1334 человека. В Омутнинском учительском институте было 96 студентов, имелось достаточно квалифицированных преподавателей и хорошая учебная база. Преподавательский состав института качественно улучшился за счет эвакуированных преподавателей педагогических институтов из городов Москвы, Новгорода и Гомеля.
Кроме Михаила Петровича Малышева, прибывшего из Москвы, в город Омутнинск приехал Геннадий Иванович Лебедев,4 кандидат филологических наук, бывший доцент Новгородского учительского института, проработавший в высшей школе 9 лет. Он был назначен заведующим кафедрой русского языка и литературы. Его лекции называли содержательными и методически хорошо построенными, дававшими студентам полноценный материал.5
Физику преподавал И.И. Сильвенский, бывший преподаватель физики Гомельского педагогического института, работавший в высшей школе 8-й год и знавший теоретически и практически свой предмет.6
Институт имел хорошую учебную базу, используя для обучения студентов научную библиотеку и учебное оборудование Гомельского педагогического института.7 Оборудование лаборатории физического кабинета составляло 1493 названия приборов и предметов, в библиотеке имелось 23135 книг.8
Михаил Петрович Малышев проработал в г. Омутнинске директором учительского института с ноября 1941 года по февраль 1943 года, т. е. три учебных семестра.
О деятельности Михаила Петровича можно судить из отчетов Омутнинского учительского института, составленных самим Малышевым. Подготовке педагогических кадров М.П. Малышев придавал большое значение.
В военные годы существовал ряд факторов, которые усложняли работу института. Прежде всего, высшее образование в Советском Союзе по постановлению Совнаркома от 12 октября 1940 года было платным. В сложный для всей страны военный период директору института приходилось проводить большую работу по так называемой «вербовке» студентов.9 Велась разъяснительная работа среди учащихся 9-10 классов школ района с целью агитации поступления в учительский институт. В районных газетах и по радио давались информационные сообщения. Среди студентов, уезжающих на каникулы домой, выделялись уполномоченные по приему в институт. При институте организовывались консультации для поступающих. Оказывалось содействие учителям школ района, желающим получить высшее образование.
Учебный 1941/1942 год начался 14 октября 1941 года. Вначале институт работал в 3-ю смену: с 18.00 до 23.00. Иногда занятия завершались в 1 или 2 часа ночи.10 В здании школы № 1 г. Омутнинска, где располагался Омутнинский учительский институт, работало еще 3 учебных заведения: начальная школа и две средних школы.11 Институт для работы имел четыре класса-аудитории, одну библиотечную комнату и физический кабинет.12 Для самостоятельной дополнительной работы студентов не хватало помещений.
Еще одной из проблем М.П. Малышев называл слабую подготовку учащихся, окончивших местные районные школы. Местная школа не давала основ науки, не научала правильной литературной речи и грамотному письму. Будущие студенты делали в диктантах по 10-15 ошибок. Отличник Омутнинской средней школе в диктанте сделал 11 орфографических ошибок.13 Поэтому приходилось снижать на вступительных экзаменах требования к будущим студентам. Студенты-первокурсники не умели работать с книгой, записывать лекции, выделять главное в материале. Отмечалась недостаточная начитанность обучаемых и невладение техникой выразительного чтения.
В институте для ликвидации безграмотности были введены дополнительные часы и практические занятия по грамматике русского языка. Был организован кружок для решения задач по физике. Со студентами велись собеседования на тему, как работать над той или иной учебной дисциплиной, проверялись конспекты и семинарские занятия.14
Благодаря грамотной организации учебного процесса в институте и работе квалифицированных педагогов по результатам сессии в феврале 1942 года студенты показали следующие результаты: на физико-математическом факультете из 136 оценок по предметам было 44 отличных, 31 хорошая, 54 посредственных и только 7 неудовлетворительных; на факультете русского языка и литературы из 303 оценок было 108 отличных, 85 хороших, 92 посредственных и только 18 неудовлетворительных.15
Для поддержания студентов и преподавателей в военное время при институте была открыта столовая, обеспечивающая их завтраками и обедами, а для исключения перебоев с питанием было организовано подсобное хозяйство. Второй семестр учебного года прерывался в институте на весенние сельско-хозяйственные работы.
Малышев, проработавший долгие годы в системе высшей школы, уделял серьезное внимание прохождению студентами педагогической практики. Вся практика проходила в три этапа. Вначале в течение двух-трех дней организовывался просмотр показательных уроков учителей, затем проводились студентами пробные уроки и воспитательная работа в трех школах города. Все уроки на практике велись студентами по разработанным и утвержденным совместно с методистом конспектам. Лучшие конспекты уроков были сданы по окончании практики в кабинет языка и литературы для свободного пользования в будущем студентами и учителями города. Михаил Петрович с удовлетворением отмечал, что большинство студентов стремилось применить разнообразные методы и приемы проведения уроков, демонстрация наглядных пособий значительно повышала интерес учащихся. Студенты-практиканты провели воспитательную работу: беседы, чтение газет, подготовка учащихся к сдаче норм ПВХО, дополнительные занятия с отстающими учениками, проверка тетрадей и др. Среди недостатков у студентов-практикантов Малышев выделял отсутствие выразительности чтения даже у студентов литературного факультета и засоренность речи нелитературными словами.16
В 1943 году М.П. Малышев был отозван в Москву в распоряжение Наркомпросса. Он был назначен заместителем начальника Управления начальных и средних школ Наркомпросса РСФСР (февраль 1943 года - декабрь 1947 года); и.о. начальника отдела по распространению педагогических знаний Президиума Академии педагогических наук РСФСР (февраль - октябрь 1948 года); начальником отдела пропаганды научно-педагогических знаний Президиума Академии педагогических наук РСФСР (октябрь 1948 года - ноябрь 1949 года); в инспекции при министре Министерства просвещения РСФСР (ноябрь 1949 года - октябрь 1950 года); ученым секретарем Президиума Академии педагогических наук РСФСР (октябрь 1950 года - май 1954 года); помощником Президента Академии педагогических наук РСФСР (с мая 1954 года).17
Михаил Петрович Малышев более 20 лет работал на общественных началах главным редактором научно-методического журнала «Начальная школа». Сохранились воспоминания коллег Михаила Петровича о нем как о специалисте и человеке.
Нина Степановна Сурьянинова, заведующая отделом воспитательной работы журнала «Начальная школа» в 1960-е -1980-е годы, писала о Малышеве:
«Главным редактором журнала был Михаил Петрович Малышев - добрый и внимательный друг. Образован, интеллигентен, умен, независим (это в то время!) и красив. Михаил Петрович был предан своему любимому журналу. На протяжении многих лет возглавлял журнал, привлекая к работе виднейших методистов страны, учителей, интересных людей, которые помогали нашим читателям в их повседневной работе и самообразовании. Михаил Петрович умел трудиться и делал это легко. Просмотренные им статьи сразу же приобретали нужную направленность, одним росчерком пера он умел сделать сериал важным и нужным для наших читателей...»
Или воспоминания заместителя главного редактора журнала «Начальная школа» в 1961-1971 годы Розаны Дмитриевны Карпенко:
«Главный редактор журнала Михаил Петрович Малышев (высокий, красивый, с внимательным взглядом умных серых глаз) был третьим главным редактором журнала за всю его историю. Он прекрасно разбирался во всех вопросах народного образования, возглавлял журнал более 20 лет... 60 лет жизни он отдал школе, детям, работе в органах народного образования, в высшей школе и научных учреждениях... Много лет М.П. Малышев трудился под руководством Н.К. Крупской и А.В. Луначарского. Большое значение придавал М.П. Малышев делу подготовки педагогических кадров, особенно для начальной школы. Он был инициатором и горячим сторонником подготовки учителей начальных классов с высшим образованием, организатором первых факультетов начального обучения в педагогических вузах.»18
В период работы Малышева редактором в журнале «Начальная школа» печатались статьи теоретического характера, содержащие описание и анализ передового педагогического опыта по наиболее трудным программным темам, уделялось большое внимание проблемам развития младших школьников в процессе обучения. Также перед учителями ставилась задача установления связи обучения и воспитания с жизнью, подготовке учащихся к общественно-полезному труду.
Умер М.П. Малышев в 1975 году в возрасте 87-и лет. Михаил Петрович около 60-и лет жизни отдал подготовке педагогических кадров для школы: работе в органах народного образования, высшей школе и научных педагогических учреждениях. Его имя достойно, чтобы жители Кировской области чтили о нем память.
1ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 17. Д. 2833. Лл. 7-8 об.
2Там же. Оп. 8. Д. 173. Л. 75.
3Там же. Д. 157. Л. 67.
4Там же. Ф. П-1450. Оп. 2. Д. 63. Л. 164. Д. 64. Л. 132.
5Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Лл. 80 об., 128.
6Там же. Л. 81.
7Там же. Л. 33 об.
8Там же. Л. 82.
9Там же. Ф. П-1450. Оп. 2. Д. 54. Л. 41.
10 Там же. Ф. П-1290. Оп. 8. Д. 173. Л. 128 об.
11 Там же. Л. 79 об.
12 Там же. Л. 76.
13 Там же. Л. 78 об.
14 Там же. Л. 130.
15 Там же. Л. 78 об.
16 Там же. Лл. 131, 131 об.
17 РГАСПИ.
18 http://www.n-shkola.ru