Е.Н. Чудиновских
Для обзора были использованы материалы газет «Вятская речь» (газета либерально-демократического направления, выходила с конца 1907 по декабрь 1917 года, редактор Н.А.Чарушин) и отчасти – «Северное слово» (газета монархического направления консервативного характера, выходила до декабря 1915 года). Сообщения в большинстве своем анонимные, за исключением отмеченных особо. В газете «Вятская речь» эти сообщения проходят под рубрикой «По губернии», в газете «Северное Слово» под рубрикой – «Корреспонденции».
Что касается газеты «Вятские губернские ведомости, выходившей в этот период, то в ней публиковались только официальные материалы. Также была просмотрена и газета «Вятская правда», выходившая с 21 декабря 1917 года по 4 апреля 1918 года, где также интересующих материалов не обнаружено.
Отклики войны в Вятской губернии
Котельнич… (Мирская помощь).
В некоторых деревнях Котельничского уезда крестьяне приходят на помощь семьям призванных на войну уборкой хлебов, севом озимых и др. работами.
Вят. Речь, 1914. - 8 авг. (№171). – С.8.
Трезвость в деревне.
…Закрытие казенных винных лавок отрезвило деревню. Даже в праздничные и торговые дни в больших селах совсем не видно было пьяных. По-видимому запасы казенки у шинкарей скоро истощились, и население по необходимости перестало пить водку….
Вят. Речь, 1914. - 9 авг. (№2172). – С.3.
С.Сезенево Слободского уезда.
В с. Сезенево Слободского уезда местные торговцы, узнав о мобилизации ратников 1 разряда, тотчас же набавили цену на предметы первой необходимости…
Вят. Речь, 1914. - 23 авг. (№183). – С.4.
С.Вожгалы Вятского уезда (Закупка хлеба для армии).
15 августа в волостном правлении состоялся сход Останинского сельского общества. На сход явился земский начальник г.Есипов и прочитал предложение г.губернатора – опросить все сельские общества волости: не пожелают ли они продать находящийся в хлебно-запасных магазинах хлеб для нужд армии…
Сход постановил: продать для нужд армии весь запас ржи и овса в количестве больше 4 тыс. пудов.
Аналогичные постановления в тот же день вынесли сходы Худышинского, Хомяковского обществ, а 14 августа и Беляевского. Отказалось продать только Липовское общество по причине градобития, имевшего место в некоторых селениях 13 августа.
С.Вожгалы Вятского уезда (военнопленные).
15 августа в с. Вожгалы прибыла партия военнопленных германских и австрийских подданных в числе 28 человек, из которых 2 женщины и 2 детей. Тотчас же по прибытии их окружила толпа мужиков, собравшихся во дворе волостного правления. Крестьяне тотчас же разговорились с пленными. Новоприбывшие препровождены к нам из Варшавской и Седлецкой губерний, почти все они мастеровые и хорошо объясняются по-русски, хотя и с сильным акцентом… Вскоре же по приезде они были расквартированы по селу. Все военнопленные будут находиться под надзором полиции.
Вят. Речь, 1914. - 23 авг. (№183). – С.4.
Крестьянские пожертвования на земский госпиталь.
Крестьяне Кстининской, Чепецкой и Просницкой волостей Вятского уезда пожертвовали 3 тыс. рублей на содержание 10 коек в земском госпитале.
Вят. Речь, 1914. - 1 окт. (№213). – С.3.
Кооперативная жизнь.
С.Вожгалы Вятского уезда (из жизни сельскохозяйственного общества)
На состоявшемся в воскресенье, 12 октября, общем собрании членов Вожгальского сельскохозяйственного общества первым был предложен собранию вопрос о пожертвованиях на больных и раненых воинов. После непродолжительного обмена мнениями постановлено отчислять во Всероссийский земский союз на больных и раненых 5% с оборотного капитала общества на все время войны…
Вят. Речь, 1914. - 22 окт. (№230). – С.4.
С.Падерино Яранского уезда.
19 октября с.г. в помещении народного дома происходило общее собрание членов кредитного товарищества.
Из числа постановлений особенно заслуживает внимания постановление на нужды войны. Общее собрание постановило ассигновать ежемесячно, начиная с октября, на 2 койки в епархиальном лазарете по 30 руб., всего 60 руб. до конца войны…
На семьи запасных собрано ассигнациями 200 руб. в распоряжение правления для единовременной раздачи. Для Польши, разоренной войной, ассигновано 50 руб.
Вят. Речь, 1914. - 28 окт. (№234). – С.3.
С.Уни Глазовского уезда. (Отклики войны).
18 октября в с.Унях с разрешения начальства местной интеллигенцией был произведен кружечный сбор в пользу Красного Креста с продажей красных крестиков. Сбор был приноровлен к базарному дню, в субботу…
Сборщики и сборщицы за редким исключением не получали отказа на предложение пожертвовать на раненых воинов. Некоторые, осенив себя крестом, сыпали в кружки свои трудовые крестьянские копейки… К полудню у редкого мужика не было красного креста на груди или шапке…
Вят. Речь, 1914. - 29 окт. (№235). – С.4.
С.Понтыл Слободского уезда.
Чрезвычайное общее собрание местного кредитного товарищества 19 октября с.г., желая посильно отозваться на нужды войны, постановило ассигновать из прибыли текущего года… всего на помощь жертвам войны 150 руб….
Вят. Речь, 1914. - 30 окт. (№236). – С.4.
С.Сям-Можга Малмыжского уезда.
Чрезвычайное общее собрание членов местного кредитного товарищества 2 ноября с.г., желая посильно отозваться на нужды войны, постановило ассигновать из капитала, имеющего особое назначение… всего на помощь жертвам войны 250 руб….
Вят. Речь, 1914. - 9 нояб. (№245). – С.3.
Жертва крестьян.
Юкшумский волостной сход пожертвовал на нужды войны 500 пудов овса и в Красный Крест 200 руб деньгами.
Вят. Речь, 1914. - 11 нояб. (№246). – С.3.
С.Сернур Уржумского уезда.
27 октября во время ярмарки по случаю прихода икон здесь была организована местным кружком Красного Креста продажа флажков союзных с нами государств… Народ отнесся очень сочувственно и жертвовал все, сколько мог… Даже крестьянские дети, отказывая себе в покупке сластей, покупали вместо них значки и флажки…
Вят. Речь, 1914. - 12 нояб. (№247). – С.3.
Пожертвования.
Кстининской волостной сход Вятского уезда пожертвовал в земский союз на нужды раненых и больных воинов 1006 руб. 26 коп. деньгами и 2 пятисотрублевые ренты.
Вят. Речь, 1914. - 16 нояб. (№250). – С.3.
С.Белая Глазовского уезда.
По инициативе местной интеллигентной молодежи с разрешения уездного начальства в с.Белой 9 ноября был устроен день Красного Креста. С 9 утра началась распродажа красных крестиков на базарной площади… Отрадно было видеть щедрость крестьян-мужичков, из которых многие опускали в кружки серебро…
В деревнях Бельской волости почти ежедневно проводятся сборы пожертвований на Красный крест натурой и деньгами…
Вят. Речь, 1914. - 19 нояб. (№252). – С.3.
Дер.Кисели Пиленской волости Уржумского уезда.
27 октября двое молодых людей Ив.Ширяев и Гавриил Попов забрались в новый шинок А.В. Меринова, изрядно напились «пива-рому» и пошли по деревне колобродить. Зашли в дом старосты Попова и расхвастались, как они будут лупить «турку» и «немчуру-колбасника». Увидев на палатях спящего лопьяльского знахаря Матвея, парни крикнули в один голос: «Турка!», сдернули его за волосы на пол. Избили и переломили нос, а также попало и хозяину дома. Затем парни с песнями отправились по деревне и в заключение передрались между собой.
Вят. Речь, 1914. - 21 нояб. (№254). – С.4.
С.Николаево Слободского уезда.
Война с ее ужасами вызвала среди крестьян величайший интерес к газетам, но газет в маленьком селе немного… И вот на помощь своим прихожанам спешит их … батюшка… И старые и малые, и много женщин внимательно слушают, восклицая по временам: «Вот оно что, ах ты, Боже мой, вот оно!» и проч…
Вят. Речь, 1914. - 6 дек. (№266). – С.3.
Дер. Багаи Пишнурской волости Котельничского уезда …
В деревнях жители нашего района, несмотря на свою бедность, жертвуют на нужды войны кто чем может…
Вят. Речь, 1914. - 31 дек. (№282). – С.3.
Добрый почин в хорошем деле.
…Крестьянин Ржано-Поломской волости дер. Лопатинской Федор Иванович Зорин в бумаге, которую он назвал прошением, и направленной на имя преосвященного Исидора, сообщает о своем намерении пожертвовать из своего отрубного участка 9 десятин земли для постройки, как он выражается «приюта малолетних детей, оставшихся от своих отцов, доблестных воинов, ушедших на защиту Отечества и дорогой своей Родины»…
Вят. Речь, 1915. - 1 янв. (№1). – С.3.
Война и население Вятской губернии
…»Запасные оказались люди небогатые» - пишут, например, из поч. Покровского Уржумского уезда.
Запрягли лошадь, поехали по починку и собрали: овса – 12 пудов, ржи – 1 пуд, картофеля – 2 пуда и деньгами – 3 руб. 55 коп. Кроме того, порешили помогать в работах семьям ушедших бесплатно. Наши запасные уехали успокоенными и бодрыми…
Когда за дело берутся не отдельные единицы, а «мир» из крупицы слагается нечто внушительное…
«По волости производится сбор перчаток, чулок, зерна, муки, льна, холста и проч. для армии. Собрали несметное число» - сообщает корреспондент из Куменской волости Вятского уезда…
В деревнях, таким образом, преобладает помощь «натурой» - продуктами сельского хозяйства и личным трудом. Организация этой помощи веками устоявшаяся: помогают или в одиночку «по-соседски» или «миром».
Наряду с этой привычной формой организации сельского населения в деревне организовались и специальные, вызванные только войной – это местные кружки помощи жертвам войны…
«По примеру городов и сел наши крестьяне основали в деревне отдел Каракулинского кружка помощи больным и раненым воинам и семьям запасных… 26 октября наш кружок устроил сбор по деревне… Затем 2 ноября кружок устроил специальный сбор вещами… Из имеющихся средств оказана помощь трем солдаткам. Интересно отметить, что кружок возник по инициативе самих мужичков». (дер.Гремячий Ключ Сарапульского уезда).
Крестьянские кооперативы, выступая в роли общественных организаций по оказанию помощи жертвам войны, проявляют помощь главным образом, конечно, в виде денежных пожертвований…
Одни товарищества жертвуют больше, другие – меньше… И уже теперь жертвы крестьянских кооперативов на нужды войны выражаются не в одном десятке тысяч рублей.
Наряду с отмеченными выше организациями, фигурируют на местах также отделы Красного Креста, но в последних главную роль играет, по-видимому, сельская интеллигенция…
Вят. Речь, 1915. - 1 янв. (№1). – С.3-4.
Письма из деревни
С замечательным хладнокровием и, если можно так сказать, выдержанностью, переносит деревня современную обстановку. Ни малейшего ропота ни на что и ни на кого. Полная покорность судьбе. Как бы одними устами говорит наша деревня: «Твори, Господи, волю свою». И инстинктивно крестьянин ждет крупного поражения русскими всех «басурман». Какая противоположность настроений в Русско-Японскую войну и теперь!
Идешь вечером по деревне: то тут, то там видишь в избушке кругом стола толпу мужиков и баб: это грамотей читает «ведомости».
«Русские разбили три корпуса турок», - читает грамотей. Набожно креститься баба.
«Так и надо», - говорит седовласый старик.
Во дни Рождества, ходя по приходу «со славой», я всюду спрашивал отцов, матерей и жен: «Как Ваш сын? Муж? Брат?
«Ничего, слава Богу, жив», или: «Ранен легко…грамотку прислал».
У некоторых по 3-4 человека на войне. Из одной семьи.
Все верят в мощь и доблесть своих сынов, братьев, мужей.
Верим и мы.
Дай Бог по вере нашей!
С.А.Б.
Северное слово, 1915. - 4 янв. (№3). – С.3
С.Суна Нолинского уезда. (Проводы ратников).
Наступил момент, которого ждали с таким волнением многие. 3 января в 11 часов дня раздались удары колокола, и вслед за ним потекли по воздуху заунывные звуки, призывающие народ к напутственному молебну.
Народ шел в церковь толпами, шли ратники, шли жены их и дети, шел почти весь народ, желая проводить кто своих отцов, кто сыновей, кто товарищей. Молебен начался. Все усердно просили Бога о даровании нам победы.
Вот у стенки стоит старичок и вполголоса молится: «Господи, даруй нам победу, спаси Батюшку нашего Государя, спаси все его воинство»…
Молебен кончился. Огромной толпой хлынул народ из церкви, впереди несли иконы и хоругви…
Слышались плач и рыдания женщин, слышались проклятия по адресу изверга Вильгельма…
Сунской дамский кружок раздал ратникам подарки. После чего все ратники сели на лошадей, и, заглушая внутреннее горе, запели песни. Народ вслед уезжающим махал платками и шапками, а некоторые кричали: «Прощайте, родимые!»
Вят. Речь, 1915. - 10 янв. (№7). – С.3-4.
В вятской деревне о войне
(Письмо из Котельничского уезда)
Наша деревня живо интересуется войной. Интерес стал общим для всех… Жертвуют чем могут: и кусок холста, и шерсть, и нитки и пр. Дают от души от чистого сердца…
Письмо ли от солдата, объявление ли какое от земского и станового, газетка ли – в деревне целое событие. Живо собираются, судят-рядят, главным образом останавливаются на способе ведения войны.
Человеку новому из города или со стороны показаться нельзя. Обступят, пристанут, забросают вопросами… Начнешь отвечать, что знаешь из газет… Тихо, никто не вступается, не перебивает. Наконец замечаешь удовлетворение интереса…
«Вестимо, наши возьмут, об этом и говорить нечего, - громко начинает старый солдат, бывший на Балканах, - немцу и австрийцу насыплют снова перцу», - самодовольно с улыбкой замечает солдат. Смеются. Скоро серьезное настроение сменяется смехом, в разговор поочередно вступают и другие. Каждый старается посмеяться насчет немца, пустить ту или иную остроту…
Настроение у всех бодрое, все уверены в победе, Кончают на том, чтобы поскорее окончательно разбить австрийца, и тогда уже приняться за одного немца.
Вят. Речь, 1915. - 16 янв. (№12). – С.3.
Д.Серяки Котельничского уезда.
Без ропота с надеждой на Бога и милость Царскую провожают отцы, матери, жену и дети своих кормильцев на трудную борьбу с германцем… Много и много людей проводят долгие зимние ночи без сна, унесясь мыслью на далекие австрийские поля; на этом мысль прерывается, и и мозолистая рука поднимается для Крестного Знамения… А как сознательно, отзывчиво относятся крестьяне к насущным требованиям времени, можно судить по следующему: в нашей волости происходил общий сход, и все сельские общества решили пожертвовать Красному Кресту деньги…
Кислицын.
Северное слово, 1915. - 17 янв. (№13). – С.6.
С.Лебяжье Уржумского уезда.
В с.Лебяжье в 4-й раз ставится детский спектакль по просьбе публики и населения деревни… Как учительница, так и ее воспитанники задались благородной целью – пожертвовать весь сбор от спектакля в помощь осиротевшим семьям и раненым воинам из окрестных деревень…
Вят. Речь, 1915. - 6 февр. (№27). – С.3.
С.Лопьял Уржумского уезда.
В октябре 1914 года в с. Лопьял прислали военнопленных германцев и австрийцев 19 человек… Узнали бабы, что немцы голодны и денег не имеют, жалко стало, притащили кто по краюшке хлеба, а местный торговец даже выдал по 1 фунту сушек каждому… Вскоре началась молотьба, и немцы и австрийцы охотно пошли на работу за 15-20 копеек в день, только накорми. Хорошо работают.
Вят. Речь, 1915. - 7 февр. (№28). – С.4.
С.Сюмси Малмыжского уезда.
В воскресенье 8 февраля в нашем селе была устроена лотерея в пользу санитарного поезда Вятской губернии…
Мужички, проигрывая трудовые копейки, безропотно отходили, имея пустой билетик. «Не жаль, - говорят, - на доброе дело».
По многим деревням были собраны деньги самими крестьянами и куплены для лотереи многие полезные и ценные вещи…
Северное слово, 1915. - 19 февр. (№ 38). – С.4.
Спасская волость Орловского уезда. …
У всех взоры теперь обращены туда, где в сырых окопах, разбросанных по необозримому пространству Польши и Галиции находятся миллионы дорогих наших сыновей и братьев, отцов и мужей… деревня стремится узнать обо всех успехах и неудачах русской армии, она с живым интересом следит при помощи газет за всем ходом военных действий.
Газет выписывается в данное время в деревне несравненно больше, крестьяне выписывают их в складчину и читают группами, собираясь в избе более грамотного соседа.
Крестьяне твердо и непоколебимо верят в окончательную победу русской армии над кичливым, гордым и могучим врагом. Они говорят: «Один наш враг – пьянство – нами уже побежден; никто как Бог, победим и второго, внешнего врага».
Вят. Речь, 1915. - 8 марта. (№52). – С.3.
Дер. Зайцевская Красавской волости Котельничского уезда.
Война всколыхнула деревню. Жизнь с мертвой точки сдвинулась и в народе проснулось сильное стремление к образованию… Теперь по газетам деревня жадно следит за всеми важнейшими событиями мировой драмы… Деревня глубоко верит, что немцы в конце концов будут побеждены… Теперь молодежь вместо бутылок с вином носит в руках газеты, которые, рассаживаясь где-нибудь на завалинке или в избе, читают компанией. А старики и дети тоже не отстают от них.
Вят. Речь, 1915. - 3 мая. (№94). – С.3.
Дер. Коврижные Красавской волости Котельничского уезда
Через полгода после мобилизации в дер. Коврижные вновь появился «зеленый змий», и прогнал трезвую и мирную жизнь. Коврижане стали варить бражку, пьяное пиво, а также домашнюю водку и спирт. Зашумела деревня, снова стала погружаться в тину пьянства и всяческих безобразий.
Вят. Речь, 1915. - 26 июня. (№135). – С.3.
Кожинская волость Орловского уезда (К вопросу о помощи нашим воинам, попавшим в плен).
Многие из крестьянских семей Кожинской волости получают открытые письма от родных – солдат, находящихся в плену, и у всех в письмах бывает одна просьба – выслать денег 6 руб Кроме просьбы о присылке денег, да в некоторых открытках еще о присылке сухарей, в письмах нет никаких сообщений. И вот распространился слух, что деньги просят для того, чтобы получить в плену разрешение писать родным…
Конечно, каждая семья старается удовлетворить просьбу попавшего в плен и каждому шлют деньги, но от посылки съестного многие отказываются, т.к. думают, что это не дойдет по назначению, а попадет немцам. А уж угощать «ерманцев» ни у кого нет охоты. Да и относительно денег у крестьян тоже нет уверенности, что они будут получены адресатами… Некоторые из посылавшим пленным деньги получили оттуда ответы, что деньги получены, пришлите еще. И вот крестьяне думают, что это пишут не их родные, а немцы, занимающиеся вымогательством русских денег…
Вят. Речь, 1915. - 29 июня. (№135). – С.3.
С.Полом Глазовского уезда.
В первые же месяцы войны в наше село было водворено много военнообязанных германцев, из которых некоторые были с семействами. С этого времени крестьяне, имущие более просторные дома получали хороший доход, обороты торгашей увеличились, продукты сельского хозяйства поднялись в цене. Таким образом, население имело доход и заработок. Но неожиданно пришел приказ о переводе в другие села части военнообязанных. Высылки объясняются тем, что проживающие в селе лица интеллигентных профессий, подали коллективную жалобу куда следует с просьбой выслать пленных в другое место. От выселения цены на все сколько-нибудь заметно не понизились, но мера эта вызвала массовое недовольство: недовольны торгаши, заявляющие, что они только германцами и жили, недовольны домовладельцы-крестьяне, лишившиеся доходов, недовольны крестьяне, продававшие продукты, хлеб, яйца, молоко, картофель и пр.
Интересы, как видите, оказались взаимно противоположными.
Вят. Речь, 1915. - 1 авг. (№163). – С.4.
С.Верховино Орловского уезда (Трудовая артель).
Здесь организовалась трудовая артель из учителей, учительниц, фельдшеров, принимало в ней участие и местное духовенство, ходил на работу и местный ветеринарный врач Н.А.Созонов. Артель помогала в полевых работах солдаткам и женам ратников, мобилизованных на войну и не имеющих дома взрослых работников.
Артель без сомнения оказала большую услугу крайне нуждающимся солдаткам. Солдатки сердечно им благодарны, а крестьяне немало удивлены небывалому доселе зрелищу. Благодаря этой дружной работе и своевременной выдаче денежных пособий от земства и основанного здесь комитета, солдатки справились с полевыми работами превосходно… Крестьянин Г.М.
Вят. Речь, 1915. - 23 авг. (№180). – С.3.
С.Суна Нолинского уезда (Деревенские настроения).
Теперь в деревнях и селах можно наблюдать в связи с войной явление, указывающие на большую душевную тревогу обитателей деревень. Тяжелая забота, постоянная дума о сыновьях, мужьях, находящихся в рядах действующей армии, порождают в народе такие потребности, какие в мирное время были единичны, а сейчас приобретают массовый характер. Так, например, сильно развивается потребность в знахарях, гадателях и т.п. Находятся ловкие сметливые люди, учитывающие такое настроение с целью наживы. Достаточно одного удачливого предсказания, как к счастливому знахарю начинается паломничество жен и матерей, желающих узнать судьбу своих родных, находящихся на войне.
Между прочим, такая удача выпала на долю одного австрийского пленного, проживающего в нашем селе, присланного сюда вместе с другими пленными для исправления дороги. Про этого пленного стали рассказывать, что он очень удачно гадает на картах. Слава об этом быстро распространилась, и к австрийцу стали приезжать бабы даже из дальних деревень… Гадание сопровождается приношением денег, хлеба, яиц. Ловкий австриец катается теперь как сыр в масле и, наверное, в душе посмеивается над простодушной доверчивой публикой…
Вят. Речь, 1915. - 28 авг. (№184). – С.3-4.
С.Лопьял Уржумского уезда. (Деревенские будни).
С войной здесь появилось много гадалок и ворожей. Каждый старается в мутной воде побольше рыбы поймать. Солдатки, у коих мужья на войне, идут к гадалкам узнать, жив ли муж Иван или Поликарп, почему так долго не посылает писем?…
Вят. Речь, 1915. - 13 окт. (№217). – С.3.
Кильмезская волость Малмыжского уезда. (Беженцы).
Много пишут воззваний о помощи беженцам. Крестьяне вполне сочувствуют беженцам и по возможности им помогают.
В 20-х числах октября с.г. был у нас сбор на беженцев. Жители жертвовали щедро. Собирали зерном, мукой, льном, шерстью, картофелем и капустой…
Вят. Речь, 1915. - 10 нояб. (№246). – С.3.
С. Косолапово Уржумского уезда (Устройство беженцев).
Во всех деревнях Косолаповской волости в настоящее время членами волостного комитета по устройству беженцев производится сбор добровольных пожертвований натурою на содержание и оказание первой помощи беженцам…
Вят. Речь, 1915. - 25 нояб. (№250). – С.3.
Уржумский уезд. (Сахарный голод).
Злобою дня для жителей деревни является в настоящее время сахарный голод. Как известно сахар, испугавшись обязательного постановления, с 1 октября исчез из крестьянского обихода и до сих пор не показывается…i
Недавно прошел по деревням слух, что истощаются запасы соли, и что цена на нее будет 1 руб. за пуд, да и то взять будет негде.
И вот население, испуганное сахарным голодом, спешит запастись солью на долгое время. С пристаней Цепочкинской и Турекской по всем дорогам идут целые обозы с солью…
Вят. Речь, 1916. - 10 янв. (№7). – С.3.
С.Покровское Котельничского уезда (Шаг за шагом).
Среди ужасов и бед, которые принесла и приносит с собою война, то там, то здесь зажигаются путеводные огоньки, лучи которых тянутся к глубине светлой будущности деревни… С каждым месяцем деревня увеличивает число кредитных товариществ, сельскохозяйственных обществ, земледельческих кружков, потребительских обществ и т.д… Постепенно обновляется и бытовой облик…. Еще во дни поголовного пьянства, до войны, Смертинская волость Котельничского уезда, приговором закрыла винную и 2 пивные лавки… Но на пути к трезвой человеческой жизни встал «картежный азарт»… И все 6 сельских обществ, из которых состоит Смертинская волость, составили приговора о преследовании азартных игр, причем преследоваться будут не только игроки, но и те, кто им дает приют.
Вят. Речь, 1916. - 15 янв. (№10). – С.3.
Котельнич (Рождественские подарки от населения Котельничского уезда Вятской губернии).
По инициативе уездного исправника г.Васильева среди населения Котельничского уезда производился сбор пожертвований разными теплыми и др.вещами на подарки к празднику Рождества Христова нашим доблестным воинам. Население и на сей раз отнеслось к этому святому делу более чем горячо и сердечно и жертвовал каждый кто что мог: теплые вещи, табак, спички, балалайки, гармоники и много др. вещей, столь необходимых для солдата…
Вят. Речь, 1916. - 17 янв. (№13). – С.3.
С.Русское Вятского уезда.
14 февраля в местной церкви состоялось вручение Георгиевского Креста 4-й степени родителям погибшего на войне младшего унтер-офицера 333 Глазовского пехотного полка Александра Григорьева Клестова, происходившего из крестьян дер. Юшкачей. После литургии настоятель церкви перед вручением Георгиевского креста родителям погибшего героя сказал краткое слово… На небывалое торжество собрались прихожане не только сей церкви, но пришли и многие из прихожан соседних церквей. Краткое слово, сказанное настоятелем, вызвало слезы на глазах присутствующих, а при пении на панихиде «Со святыми упокой» и «Вечная память» все присутствующие преклонили колена… Церковь огласилась рыданиями…
Вят. Речь, 1916. - 27 февр. (№44). – С.2.
С.Кикнур Уржумского уезда (Подписка на военный заем).
19 апреля с.г. у нас был созван волостной сход, на котором, между прочим, и.д. волостного писаря Бирюков предложил сходу подписаться на военный заем из сумм мирского капитала волости… Волость наша отдаленная и захолустная, но народ, можно сказать, зажиточный. И многие крестьяне, услышав живое слово о подписке на заем, собираются поместить свои деньги в облигации нового займа.
Вят. Речь, 1916. - 8 мая. (№96). – С.3.
Дер. Чекотская Вожгальской волости (Добрый пример).
Наша деревня сильно обеднела работниками. Так, например, из числа 20 домохозяев ушли на защиту родины 18 человек. Приближалось время ярового сева, а пахарей в нынешнюю весну не оказалось в 13 хозяйствах. Собрались раз все на селенных сбор и решили сеять сообща. А именно: у кого нет пахаря – привыкать пахать женщинам и девушкам, а каждый мужчина должен сеять себе и кому-нибудь из неимущих пахарей…
Вят. Речь, 1916. - 7 июня (№119). – С.3.
С.Лопьял Уржумского уезда (Настроение деревни).
Прошла скучная и вьюжная с глубокими снегами зима. Скучали почти в каждом доме. Скучали всякий по-своему. Но были и развлечения. Еще с осени появились в селе Лопьял бродячие ворожеи – гадалки и с ними возились солдатки, гадали и ворожили о своих мужьях: живы ли, здоровы ли, придут ли к весне домой?…
Собрав деньги лопьяльские солдатки купили икону Иоанна-Воина за 20 руб. и … три дня носили по домам с колокольным звоном, служили молебны о прекращении войны и возврате мужей…
Три солдата вернулись домой на поправку как раненые, и три солдатки получили похоронные о смерти убитых в боях мужей.
Далее настроение переменилось: те же солдатки стали устраивать «лотереи», стали разыгрывать ненужные вещи…
Розыгрыши всегда делались по вечерам, собиралась обоего пола молодежь, пили пьяную бузу, играли, пели и плясали – не все же плакать…
Пришла весна. Розыгрыши ненужных вещей прекратились. Но варение «пьяной бузы» продолжается…
От 25 апреля начался сев. Пахарей не хватает. Многие солдатки и девицы, дочери мобилизованных отцов и братьев, имеющие своих лошадей, пашут сами…
Выходят на побывку и не раненые солдатики, но на самый короткий срок, на 6-10 дней, и опять проводы, слезы…
30 апреля понаехали сюда военнообязанные немцы-богачи. Некоторые с семьями, всего до 50 человек. Квартиры требуют особняки, платят от 10 до 30 руб. в месяц при своих дровах. Цены все сразу поднялись…
Узнали лопьяльцы из газет, что немцев выселяют из Вятки с прежних стоянок «за развращающее влияние на население», собрались на сходку, посудачили, потолковали. Пусть живут с нами, - сказали лопьяльцы, да вот беда – онемечат, кровь перемешают. А девок-то много, за два года ни одна не вышла, да и солдатки тоже… Как тут быть… Посмеялись и разошлись мужики. А приезжие немцы нарядные с зонтами ходят, осматривая село.
Вят. Речь, 1916. - 8 июня (№117). – С.4.
С.Нема Нолинского уезда.
В начале 1916 года у нас открылась общество потребителей, лавка которого функционирует с марта месяца. Местное население оказалось совсем не готовым к подобным общественным предприятиям, а потому инициаторам при возникновении общества стоило немалого труда разъяснить суть дела. Благодаря же недостатку и дороговизне сахара и слухам, что в лавке общества сахар будет продаваться по нормальным ценам, число членов общества вскоре быстро выросло. Однако население и до сих пор относится недоверчиво к членам правления, по адресу которых сыплются всевозможные обвинения… А.Ж.
Вят. Речь, 1916. - 9 окт. (№209). – С.3.
Уржумский уезд.
Как и везде выдали нам карточки на сахар с июля по декабрь. Думаем, теперь будем с сахаром. Не тут-то было. Вот уже 6-й месяц, а мы получили то вместо сахара сахарного песку 2 раза за август (в сентябре) по 1 фунту и за сентябрь (в ноябре) по 5\\8 фунта. За июль, видно, сахар испарился, и мы не получили ничего. Получим ли за остальные месяцы?…
Вят. Речь, 1916. - 16 дек. (№263). – С.4.
Уржумский уезд.
…С началом войны винная монополия закрылась, и, как будто, деревня протрезвилась, но ненадолго. Благодаря изобилию сахара, скоро начали варить домашним способом пьяное пиво, брагу… Когда же на покупку сахара ввелись карточки, бражковарение прекратилось. Кажется, что настала пора тихой, трезвенной жизни.
Но ведь всякий знает, что хлеб – всему голова, а хлеб пока есть, а, следовательно, почему бы из хлеба не сварить кумышки (кумышка – водка домашнего производства).
Понаделали трубок медных, жестяных, и даже прибрали дула от старых ружей, все это приспособили так, что стали получать вино домашнего производства… И занимаются кумышковарением как крестьяне, так и солдатки в деревнях Турекской, Сернурской, Кузневской волостей.
Что же касается картежной игры, то она ведется здесь исстари, но ныне приобрела огромные размеры: играют старики, пожилые и ребята. Частенько игра оканчивается дракой, увечьем и даже убийством, как например, в дер.Гари (Капустники) Кузневской волости убит в начале января с.г. пожилой человек, выигравший у своих товарищей по занятию все деньги…
Вят. Речь, 1917. - 21 янв. (№17). – С.3.
С.Караул Глазовского уезда.
Дни тяжелых поражений нашей родины, кошмарная обстановка жизни, спекуля&