Государственный архив социально-политической истории Кировской области

Краеведческие организации начала XX века

  30 январь 2017 » Публикации » Статьи и очерки

В.С. Жаравин

После реформ 1860-х годов и начала бурного развития капитализма в России повсеместно стали появляться организации, как тогда говорили, родиноведческого характера, ставившие своей целью всестороннее изучение родного края: его природы, истории, этнографии и т.п. Первые такие центры родиноведения возникли в университетских городах, затем и в губернских центрах. В начале XX века в России были уже десятки обществ по изучению родного края: Общество по изучению русского Севера, Общество изучения Сибири, Олонецкое научное общество и т.д.

В Вятской губернии это движение зародилось сравнительно поздно из-за отсутствия научных кадров и энтузиастов этого дела. Первое краеведческое общество в губернии создал Александр Сергеевич Лебедев (1878-1937), уроженец слободы Кукарка Яранского уезда. А.С. Лебедев учился в Казани сначала в гимназии, потом в университете. Он увлекался археологией, проводил археологические раскопки в Казанской губернии, раскопал Пижемское городище около Кукарки. За свои работы он был принят в члены Общества археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском университете, где на протяжении многих лет был единственным представителем Вятской губернии. А.С. Лебедева очень заинтересовала идея родиноведения, и в 1908-1909 годах, посещая Вятку, Саратов, Кострому, Сарапул, он знакомится с постановкой родиноведческой работы на местах, осматривает музеи, изучает работу ученых архивных комиссий, заводит дружеские связи с местными родиноведами.

А.С. Лебедев 1917 г.

О посещении Саратова А.С. Лебедев писал: "После этой поездки постепенно зревшая мысль о создании на родине местного общественного музея теперь окончательно сформировалась, и результатом этого явилось систематическое собирание с этих пор коллекций и книг для предполагаемого Кукарского музея".1

устав Кукарского образовательного общества

Желая привлечь к этому делу как местных жителей, так и ученых, А.С. Лебедев начал писать им письма, спрашивая их мнения и совета. Особенно близко принял к сердцу идею Лебедева профессор Казанского университета П.И. Кротов, вятский по происхождению. Именно он предложил назвать создаваемое учреждение Образовательным обществом, под руководством П.И. Кротова вырабатывался и его Устав. Когда уже с идеей Общества Лебедев приехал в Кукарку и начал ее пропагандировать, то встретил сочувствие и поддержку многих земляков. В августе 1909 года Александр Сергеевич выступил перед членами-учредителями Кукарского образовательного общества и получил полное одобрение. Устав Общества был единогласно принят. Затем начались хлопоты по получению официального разрешения к открытию Общества. Лебедев едет в Вятку и встречается там с Н.А. Спасским, товарищем председателя Вятской ученой архивной комиссии, который принял активное участие в хлопотах по утверждению Устава Кукарского общества. И вот 17 октября 1909 года вятский губернатор П.К. Камышанский утвердил Устав, и "новое Общество определением Вятского губернского по делам об обществах присутствия внесено в реестр обществ и союзов."2

Устав Кукарского образовательного общества был издан отдельной брошюрой в 1909 году в Казани. В нем говорилось:

"...2. В задачи Общества входят:

а) изучение Вятской губернии в историческом, археологическом, антрополого-этнографическом, естественно-историческом и географическом отношениях;

б) собирание путем пожертвований, покупкой, обменом, экскурсиями коллекций для характеристики Вятского края в вышеуказанных отношениях;Т

в) учреждение публичного музея и научной библиотеки в слободе Кукарке;

г) устройство при музее картинного отделения;

д) устройство при музее собрания различных инструментов и пособий, потребных при различного рода изысканиях;

е) желательно устройство образцового сада для разведения в нем различных растений, а при нем и зоологическое отделение;

ж) желательно устройство при музее собрания новейших учебных пособий и руководств для ознакомления с ними интересующихся.

3. Эти цели достигаются:

а) путем сбора пожертвований как предметами, так и денежными взносами, печатанием трудов Общества, в виде ли книг, брошюр, периодического издания, опросных листков и т.д.;

в) устройством с надлежащего разрешения публичных чтений и объяснений по вопросам программы Общества;

г) образовательными экскурсиями как в пределах губернии, так и вне ее, при чем собираемые этими способами коллекции поступают в собственность музея Общества и состоящей при нем библиотеки."3

Для разъяснения целей и задач созданного Общества и привлечения к его работе новых членов А.С. Лебедев опубликовал статью "Кукарское образовательное общество", в которой он одной из главных задач Общества назвал "распространение среди населения Вятской губернии серьезных научных знаний". Заканчивалась статья констатацией факта, что образовательные идеи уже нашли сочувствие у кукарских крестьян, которые начали приносить для будущего музея то зуб мамонта, то монеты, то старинные предметы домашнего обихода.4

В конце 1909 года начали поступать на имя Общества и "члена-учредителя А.С. Лебедева" (как была подписана статья в "Вятской речи") от различных лиц и учреждений приветствия и благопожелания открываемому Обществу.

Открытие состоялось 1 января 1910 года в 1 час дня в здании Кукарской женской гимназии. Вот, как описывается эта церемония в "Отчете": "Член-учредитель П.П. Бильтюков объявил Общество открытым... Далее, указывая на А.С. Лебедева как на инициатора и основателя общества, выразил ему сердечное спасибо и пожелал как ему, так и всей молодежи успехов и бодрости в предстоящей культурной работе.

Далее слово было предоставлено А.С. Лебедеву, который подробно ознакомил собрание с причинами, вызвавшими появление Общества, и разъяснил его задачи. Он, прежде всего, указал на тот большой интерес, который представляет собой изучение Вятского края в научном и промышленном отношении, и при том коснулся истории исследований этого края".5

Потом А.С. Лебедев сказал: «Первым признаком культурности народа надо считать его небезучастность к своему краю. Мы, вятчане, не можем жаловаться на отсутствие у нас любви к родному краю. И эта черта известна всем, знающих вятчан. Но в нашем народе уживаются рядом две, по-видимому, несовместимые черты: любовь к своему краю и полное незнание его. Последнее, конечно, сильно отражается на культуре народа. Вот Образовательное общество и должно поставить главными своими задачами: способствовать изучению края и распространению в населении серьёзного образования. Общество должно, хотя бы со временем, создать хранилища в виде музея и библиотеки, которые давали бы населению действительное представление о родном крае. Для достижения этих двух задач Общество должно стать как можно ближе к населению, и, давая ему знания, оно должно внушить ему необходимость оказывать Обществу содействие. Только при таком положении вещей, когда Общество будет популярным среди населения, оно будет дорого населению и только тогда Общество действительно сумеет осуществить свои задачи».6

Затем он остановился на опыте работы Сарапульского музея, который начал изучать Прикамье. Кукарское общество, по словам Лебедева, тоже не должно ограничиваться Кукаркой и будет изучать окружающие ее 5 уездов Вятской губернии: Яранский, Орловский, Котельничский, Нолинский и Уржумский.

Председателем правления Общества был выбран земский врач П.П. Бильтюков, членами правления - заведующий Суводской лесной школой Н.А. Лопатин, учитель городского училища А.А. Мухачев, купцы С.В. Лебедев, П.С. Родыгин и Д.Д. Якимов; кандидатами в члены правления - преподаватели Кукарской учительской семинарии И.В. Дурнев, В.Н. Хлебников и протоиерей А.Н. Кедров.

Сергей Васильевич Лебедев (отец А.С. Лебедева) был избран секретарем правления, но потом попросил освободить его от обязанностей, так как по своим делам был вынужден часто уезжать из Кукарки. Для создания музея Общества С.В. Лебедев безвозмездно передал небольшое каменное (две комнаты) здание, причем бесплатно для Общества было и его отопление. Музей был открыт для публики в апреле 1910 года. В течение первых трех месяцев экскурсии для посетителей проводил А.С. Лебедев, так как выбранный заведующий музеем А.А. Мухачев был в отпуске.

"Вятская речь" писала: "В настоящее время в Кукарке открыт музей, пока еще не особенно богатый и большой, но, тем не менее, заслуживающий внимания публики. Наиболее богато представлен нумизматический отдел, коллекция старинных монет очень ценная. Музей временно располагается в доме инициатора Общества А.С. Лебедева и открыт для посторонней публики в воскресные дни».7

Основу музея составляли коллекции, собранные А.С. Лебедевым по археологии, нумизматике и этнографии и безвозмездно им переданные музею. Как записано в отчете Общества за 1910 год, Александр Сергеевич подарил музею около 3500 экспонатов. Кроме того, для научной библиотеки передал книг 752 названий и архив бывшего Кукарского удельного Приказа в количестве 750 дел.8 Большую часть переданных предметов составляли археологические коллекции: каменных орудий, собранные Лебедевым по течению рек Ижа и Немдежа в Яранском и Уржумском уездах, и, второе - костяных предметов, собранных на Пижемском городище. Из переданных книг было много по естественным наукам, истории, философии, археологии, общественным наукам, этнографии и т.д. Много изданий было по местному краю, главным образом по Вятской и Казанской губерниям.

Весной и летом 1910 года Обществом были организованы первые экспедиции в окрестности Кукарки с целью сбора археологического и палеонтологического материала.

Кукарское образовательное общество росло и развивалось. У вятчан – преподавателей и студентов Казанского университета возникло желание участвовать в деле изучения Вятского края, и они организовали Казанскую комиссию Кукарского общества, своеобразный его филиал. Возглавил ее профессор П.И. Кротов, а секретарем был избран студент А.С. Лебедев.

В конце года возникла еще одна комиссия Кукарского общества - сельскохозяйственная (председатель - агроном Л.С. Пресняков, секретарь - А.С. Лебедев). Именно она должна была заняться созданием в Кукарке ботанического сада. Была образована и третья комиссия - строительная - для постройки собственного здания Общества. Однако это так и осталось в мечтах учредителей.

Заседания правления Общества проходили в здании Кукарского общественного собрания, причем помещение предоставляли бесплатно.

Для чтения публичных лекций был составлен список из одиннадцати лекторов, который утвердили в Казанском учебном округе. Первая лекция для населения была прочитана 16 января 1911 года о поэме А.С. Пушкина "Полтава". Вырученные средства пошли в пользу Образовательного общества.

В течение 1910 года членами Казанской комиссии Общества было организовано несколько научных экспедиций: археологическая (провел М.М. Хомяков), две ботанические в окрестностях Кукарки (В.М. Князев) и в Елабужском уезде (Л.К. Кибардина), зоологическая с целью составления коллекции рыб реки Вятка (В.М. Зарецкий), этнографическая в Глазовский уезд (Л.К. Кибардина). Кроме того, А.С. Лебедев собирал палеонтологический материал в окрестностях Кукарки.

А.С. Лебедевым был написан годовой отчет о деятельности Общества за 1910 год, который был заслушан и утвержден на правлении, а потом издан в виде брошюры в типографии члена Общества Д.Д. Якимова.

В 1911 году были новые экспедиции. Первая из них была организована по предложению Казанской комиссии совместно с Обществом естествоиспытателей при Казанском университете в окрестностях Кукарки. Возглавлял ее В.А. Чердынцев, член Казанского и Кукарского обществ. Во время экспедиции были обследованы места на речке Гремиче, по реке Пижме от слободы Кукарки до устья, по реке Вятке от каменоломни при с. Жерновогорском, в Валово, Суводи, Агары. Собранный материал был отправлен в Казань, где он обрабатывался В.А. Чердынцевым в геологическом кабинете университета. Во вторую экспедицию поехал А.С. Лебедев. Он осмотрел Ананьинский могильник близ Елабуги, собрал там небольшую археологическую коллекцию, которую передал в музей.

Затем он посетил Сарапул, Пермь и Вятку, где изучал работу музеев и научных обществ. О значении этих поездок для Общества в отчете за 1911 год записано: "...во-первых, через одного из членов Общества Кукарское образовательное общество второй раз уже знакомится с деятельностью окрестных обществ; во-вторых, эти поездки способствовали распространению идей Образовательного общества в окрестных центрах; в-третьих, поездки эти дали целый ряд интересных поступлений в библиотеку и музей".9

В 1911 году в Образовательном обществе появился первый коллективный член – Яранское земство. Начиная с этого момента, уездные земцы ежегодно стали выделять средства на содержание музея и библиотеки в Кукарке. Кроме того, по ходатайству Общества губернское земство также стало выделять средства, закладывая их в ежегодную смету расходов. Так был решён в какой-то мере вопрос по содержанию музея и библиотеки Общества.

Стремясь к внедрению в жизнь всего передового, Общество решило в 1911 году командировать библиотекаря Анатолия Павловича Машкина в Санкт-Петербург, на Всероссийский съезд библиотечных работников. Интересно, что Машкин был там единственным представителем Вятской губернии. Эта поездка помогла определиться с системой организации библиотеки Общества, деятельность которой стала основываться на рекомендациях съезда по образцу лучших библиотек России.

Продолжали пополняться библиотека и музей Общества. В 1911 году поступили книги от Д.И. Анучина, Н.Н. Блинова, Д.К. Зеленина, П.И. Кротова, А.С. Лебедева, А.А. Спицына и др. В музей передали предметы 111 человек, в том числе 90 крестьян. Экспонатов уже стало столько, что "многие вещи пришлось вынести в амбары С.В. Лебедева и П.С. Родыгина из-за отсутствия места".10

Тальгрен М.

В 1912 году А.С. Лебедев объездил Яранский и Уржумский уезды с целью пропаганды деятельности Образовательного общества. Кроме того, вместе с учащимися Вятского технического училища совершил геолого-археологическую экспедицию по реке Пижме до д. Городище. Как результат, Лебедев передал в музей кремниевые наконечники копий и стрел, головной женский убор и другие предметы.11 И снова поездка в Финляндию вместе с С.Д. Зыковым, помощником заведующего музея, где была встреча с М. Тальгреном, финским археологом, который по просьбе Лебедева написал большую работу "Родиноведение в Финляндии".

Вернувшись в Кукарку, Лебедев писал М. Тальгрену: « …Дела идут у Образовательного общества очень хорошо. Всё обогащается и работает. В библиотеку нам поступило за лето: одна библиотека от профессора Казанского университета Кандоротского в 1700 томов, дар библиотеке от священника слободы Кукарка в 1200 томов и, кроме этого, были ещё более мелкие поступления. Музей обогатился ценными вещами».12

1 июля 1912 года при библиотеке был открыт читальный зал, что "внесло в жизнь Общества весьма большое оживление. Чтобы придать библиотеке характер общедоступности со времени ее открытия, были выписаны несколько газет и журналов на общую сумму 93 руб. 55 коп."13 Выписали журналы: "Нива", "Дошкольное воспитание", "Библиотекарь", "Яранское пчеловодство" (бесплатно), "Вятское пчеловодство", "Сад и огород" (на средства Н.С. Лебедева), "Фотографические новости" (на средства М.П. Родигина); газеты: "Речь", "Русское слово", "Вятская речь", "Северное слово". Книгами пользовались 67 человек членов Общества.14

Продолжала проводиться научная работа. Регулярно стали вестись метеонаблюдения. М.В. Поперековым проводились работы по обмеру и зарисовке старинных памятников для составления альбома древностей Кукарки. М.П. Родигин проводил фотографирование памятников старины и достопримечательностей.

В отчете за 1912 год были подведены итоги первых трех лет культурной деятельности Общества и сделаны выводы: "Среди отдельных светлых моментов в жизни Общества, иногда весьма внимательного, даже предупредительного отношения со стороны отдельных лиц и учреждений, все-таки приходится признать, что в общем весьма ощущаемый недостаток активных общественных деятелей, мало развитое чувство общественности и в большинстве случаев равнодушное, порой даже недоверчивое, отношение местных людей к проявлению частной инициативы - представляют те неблагоприятные условия, в которых приходилось жить и действовать Образовательному обществу в течение этих трех лет. Но как всякое живое дело, вызванное существованием самой жизнью, Общество не могло не развиваться и не развивать свою деятельность. И таким образом за короткое время был создан бесплатный публичный музей, вмещающий в себя тысячи предметов, собранных главным образом самим населением; устроена бесплатная для членов научная библиотека-читальня; приобретен ценный архив по истории края; в целях изучения края был организован ряд научных экскурсий, устраивались лекции и народные чтения, положено начало к изданию "Материалов к изучению Вятского края".15

В 1913 году в связи с истечением трехлетнего срока было избрано новое правление Кукарского образовательного общества во главе с Лидией Ивановной Бильтюковой.

В течение всего года члены правления Общества занимались поисками подходящего помещения для своих учреждений, писали письма в Яранскую земскую управу, предлагая различные варианты. Усилия увенчались успехом, и с 1 ноября 1913 года музей и библиотека Образовательного общества были перемещены из дома С.В.Лебедева в другое, более удобное и просторное помещение бывшего клуба, арендованное у Кукарского сельского общества. Как отмечала «Вятская речь», «при переходе в это помещение Образовательному обществу явилась возможность сгруппировать весь имеющийся материал вместе как по музею, так и по библиотеке, который раньше находился на складах у частных лиц из-за тесноты помещения, занимаемого Обществом. Библиотека вскоре начала функционировать, а музей - только с 10 апреля 1914 года.»16

В 1913 году на заседании Кукарского общества по инициативе А.С. Лебедева была создана художественно-архитектурно-фотографическая комиссия "в целях объединения местных художников и фотографов на почве искусства".17 Во главе её стал Евгений Александрович Медведев, студент Варшавского политехнического института. Позднее, в 1920 году, результатом деятельности этой секции станет самостоятельный музей искусства и старины.

Продолжалась издательская деятельность Общества. В течение года вышло второе издание Устава Кукарского образовательного общества, были изданы открытки с видами различных предметов, хранившихся в музее, а в Санкт-Петербурге издана книга М. Тальгрена "Родиноведение в Финляндии". Эта работа вызвала большой интерес у специалистов, например: "...Кукарское образовательное общество издало в высшей степени поучительную для русской интеллигенции книгу, с которой весьма полезно познакомиться всякому, кто стремиться послужить делу культурного возрождения нашей Родины, каждому организатору работ по местному родиноведению. Эта книга Тальгрена "Родиноведение в Финляндии", которая изображает научную силу центральных, областных, волостных, приходских и городских обществ родиноведения, как нервная система, пронизывающих весь государственный механизм Финляндии. Уже одна эта книга и скажет нам, в чем сила этого маленького народа, который природа щедро наградила лишь камнями, водою да холодом, а, следовательно, покажет, что может сделать культурным наш народ". Эта статья Н.А. Малиновского, опубликованная в издании Нижегородского губернского земства.18

Деятельность Общества всё больше вызывала уважение у населения. Вот, что писал Я.Ф. Мултановский, редактор и издатель «Котельничского календаря – альманаха»: "По своим задачам Кукарское образовательное общество является единственным в крае обществом, стремящемся привлечь к делу изучения Родины само население и тем самым пробудить в нём чувство любви к Родине, уважения к её прошлому и стремление улучшить природные богатства края".19

В 1914 году улучшилось финансирование деятельности Общества: Вятское губернское земство выделило на содержание музея 500 руб., библиотеки - 300 руб., а Яранское уездное земство выделило на библиотеку тоже 300 руб. Всего за год приход средств Общества составил 1418 руб. 60 коп., в том числе от концертов и спектаклей - 60 руб. В последующие годы уровень материальной поддержки Общества сохранялся.

25 июня умер один из учредителей Общества Сергей Васильевич Лебедев. В тот же день собралось Кукарское образовательное общество и на траурном заседании, посвященном памяти С.В. Лебедева, было решено:

  • поместить биографию покойного и его портрет в годичный отчет Общества;

  • ходатайствовать о разрешении вывесить портрет С.В. Лебедева в помещении библиотеки или музея;

  • взять образовательному Обществу инициативу в образовании специального капитала для учреждения при местной женской гимназии стипендии имени С.В. Лебедева;

  • в виде траура закрыть музей Общества на 3 дня: 26, 27 и 28 июня, о чем вывесить объявление на дверях.20

В связи с Первой мировой войной почти все члены правления Кукарского образовательного общества приняли участие в деятельности организации Красного Креста, Татьянинского комитета по устройству беженцев, церковных попечительств и дамского комитета помощи жертвам войны. Однако, несмотря на военное время, «библиотека Общества быстро растёт и увеличивается и по количеству жертвуемых книг, и выписываемых Обществом ежегодно периодических изданий, и по числу абонентов библиотеки и посетителей читального зала. Музей увеличивается ценными приобретениями»,- писала председатель правления Общества Л.И. Бильтюкова.21

В этот период Общество поставило перед собой ряд задач, связанных с войной:

1.Сбор пожертвований в армию вещами и деньгами.

2. Снабжение госпиталей книгами, газетами.

3. Организация специального отдела, посвященного войне: письма солдат, литература о войне, трофеи с войны и т.д.22

В январе 1915 года в слободе Кукарке проводилось общегубернское совещание заведующих внешкольным образованием. Участники ознакомились с деятельностью Кукарского образовательного общества и его учреждений и дали высокую оценку увиденному.23

Кукарское образовательное общество продолжало вызывать интерес у ученой общественности. В 1915 году газета "Вятская речь" сообщила, что "19 июля с.г. музей Кукарского образовательного общества посетил хранитель Императорского Московского исторического музея археолог Максимилиан Мануйлович Воронец. Им были подробно осмотрены все коллекции музея, основное внимание было уделено собранию коллекции по археологии, которые признаны весьма ценными, интересными и по своему богатству занимающие первое место в Вятской губернии."24

3 марта 1916 года на отчетно-выборном собрании Кукарского образовательного общества председателем правления на очередное трехлетие избрали А.С. Лебедева. В этой должности он состоял до самого закрытия Общества, хотя и жил в Вятке. В члены правления был избран и страховой агент Александр Николаевич Порфирьев, отец будущего известного кировского писателя Бориса Порфирьева.25

Несмотря на войну и некоторое снижение активности членов Общества, в Кукарке проводятся ставшие традиционными мероприятия: новогодняя елка для детей бедных семей, спектакли в пользу Общества.26

В июле 1916 года было получено уведомление, что министр народного просвещения удовлетворил ходатайство Кукарского образовательного общества о выделении единовременного пособия в сумме 2 тысячи рублей "для организации исследований Вятской губернии, приобретения коллекции для музея, пополнения отдела инструментов и пособий"27.

Музей Общества всё больше приобретал известность. О нём писали в различных периодических изданиях. Вот, например, что опубликовал «Русский экскурсант. Журнал родиноведения и экскурсионного дела» в 1916 году: «В последние годы число местных музеев заметно увеличивается. Наиболее интересны из них – музей Кукарского общества образования (Вятской губ.), Волчанского общества образования (Харьковской губ.), Костромского научного общества по изучению местного края и др. Как видно из отчёта Кукарского общества образования, музей этот уже успел завоевать симпатии населения, и многие из крестьян сами, за десятки вёрст привозят вещи и передают их в музей по большей части бесплатно»28.

Описание музея оставил член Вятской учёной архивной комиссии И.М Осокин, в 1916 году посетивший Кукарку: «Музей занимает вместе с библиотекой общества и историческим архивом верхний этаж каменного здания в 6 комнат, больших, высоких, светлых. Музей обставлен в достаточной мере с очень хорошей, специально построенной для сего мебелью (шкафы, витрины), вещи распределены довольно просторно, в систематическом порядке и весьма удачно, так что музей, несмотря на свою молодость, производит впечатление весьма благоустроенного музея.

Наибольшее внимание из всех вещей заслуживают коллекции археологические, церковно – археологические, палеонтологические, ...художественные, где есть немало этюдов, исполненных местными художниками.

При музее имеется комната для занятий членов по разборке предметов, описанию их и особая комната для членов, занимающихся фотографированием предметов древности».29

Революционные события 1917 года не обошли Кукарку. Откликом на Февральскую революцию послужило постановление правления Кукарского образовательного общества от 18 марта 1917 года "при музее Общества организовать отдел всех печатных и рукописных отделов, относящихся к эпохе революционного движения, к эпохе борьбы великого народа с помещичьим самодержавным строем России".30 Директор музея А.Н. Порфирьев через газету "Вятская речь" обратился ко всем гражданам Вятской губернии посылать в Кукарское образовательное общество прокламации, листовки, брошюры, номера газет и другие издания, рассказывающие о революционной борьбе с самодержавием.31

Летом 1917 года А.С. Лебедев был назначен заведующим внешкольным образованием Вятского губернского земства. Занимая эту ответственную должность (по-современному, главы департамента культуры с дополнительными обязанностями) и оставаясь председателем правления Кукарского образовательного общества, он помогает в комплектовании библиотеки и музея Общества, обязывая уездные земства обеспечивать Общество наряду с Вятской публичной библиотекой и Обществом изучения Прикамского края в Сарапуле обязательным экземпляром всех периодических изданий, выходивших в губернии. Когда началась подготовка к выборам в Учредительное собрание, А.С. Лебедев направил циркуляр в Яранскую земскую управу, обязывая ее собирать все материалы о выборах и передавать их в Кукарское образовательное общество.32

листовка о кукарском образовательном обществе на марийском языке

В сентябре 1917 года в Кукарке проходил губернский съезд народа мари. На нем выступил А.С. Лебедев и рассказал о работе по просвещению "инородцев" Вятской губернии и о деятельности Кукарского образовательного общества. Делегаты съезда посетили музей Общества. Возможно, что именно к съезду была подготовлена и издана листовка об Обществе на марийском языке.

26 октября 1917 года в Кукарке открылась бесплатная библиотека-читальня для всех желающих. Газета "Вятская речь" писала: "Это, собственно, бывшая Кукарская общественная библиотека, весь книжный инвентарь которой передан учредителями ее Образовательному обществу. Последние давно мечтали открыть бесплатную народную библиотеку, но при старом помещичьем строе и подозрительном отношении администрации ко всяким культурным начинаниям осуществить свои намерения не удавалось".33

После Октябрьской революции в Кукарке произошли большие изменения. Пришедшие к власти большевики переименовали Кукарку в Советск, провозгласили ее городом и уездным центром (удивительно, что самопровозглашенный город и Советский уезд просуществовали целых пять лет, а затем город Советск был "разжалован" в село, а уезд ликвидирован). Соответственно было переименовано и Общество в Советское образовательное общество. Юридически оно существовало и в 1918, и в 1919 году. Однако фактически действовали только библиотека и музей, которые в 1918 году официально перешли в ведение Советского уездного отдела народного образования.34 Многие члены Образовательного общества были купцы и чиновники, ставшие для новой власти врагами. В 1918-1919 годах органами ЧК были арестованы три члена правления Общества из семи: казначей Общества купец Павел Степанович Родыгин был расстрелян, библиотекаря Общества купца Петра Петровича Носова спас А.С. Лебедев, организовавший ходатайство за него Вятской публичной библиотеки им. А.И. Герцена. За владельца типографии и пароходчика Дмитрия Дмитриевича Якимова заступились его собственные рабочие.

Библиотека Кукарского образовательного общества, включившая книги Кукарской публичной библиотеки, стала сначала уездной, а потом Советской районной библиотекой. Книги ее, кроме Советска, в настоящее время частично хранятся в Кировском областном краеведческом музее и Кировской областной научной библиотеке им. А.И. Герцена. Музей Кукарского образовательного общества- это, в настоящее время, Советский районный краеведческий музей им. А.С. Лебедева.

Вообще, Кукарское образовательное общество - это интереснейшее явление вятской жизни начала XX века. Общество объединяло до 350 членов. Многие видные ученые, имевшие связь с Вятской губернией, считали за честь участвовать в делах Общества, помогать ему. Достаточно назвать такие имена, как В.М. Бехтерев, Д.Н. Анучин, П.И. Кротов, Н.В. Покровский, П.А. Пономарев, Д.К. Зеленин, А.А. Спицын, М.М. Тальгрен, составлявшие в то время цвет российской науки. Надо вспомнить еще вятчан- родиноведов: Н.Н. Блинова, В.Д. Емельянова, И.М. Осокина, Н.А. Спасского и других, чтобы оценить, какие научные силы объединялись вокруг Общества.

Кукарское образовательное общество послужило образцом для создания подобных обществ в Костроме (1912), Сарапуле (1913), Царицыне, современном Волгограде (1915) и Малмыже (1918).

Общество изучения Прикамского края возникло в 1913 году на базе Сарапульского земского музея. Инициатором его создания был, по-видимому, тоже А.С. Лебедев, который неоднократно бывал в Сарапуле и состоял членом-сотрудником музея.

известия сарапульского земского музея, Сарапуль 1913 г.

Сарапульский музей был открыт 05 апреля 1909 года, и это был фактически первый и единственный уездный музей в Вятской губернии. Содержался он за счет средств, выделяемых Сарапульским уездным земством. В Уставе музея, утвержденным уездным земским собранием 03 января 1912 года, говорилось, что музей «составляет собственность земства и субсидируется земством ежегодно. Музей имеет целью охранение предметов местной старины, собирание и изучение сведений о местной природе, жителях, народном хозяйстве, истории, естественной истории и археологии восточной части Вятской губернии и Прикамья и, преследуя общеобразовательные задачи, знакомит население с местным краем вообще, с памятниками старины и с произведениями изящных искусств».35 Музей публиковал ежегодные отчеты о своей деятельности отдельными изданиями, выпускал «Известия Сарапульского земского музея», в которых печатались работы местных родиноведов по истории, этнографии, природе Прикамья: Н.Н. Блинова, Гр. Верещагина, Л.К. Круликовского и др. С 1911 по 1914 годы вышло 4 выпуска «Известий».

Во всех отчетах музея звучала мысль о недостатке средств для содержания музея, о воплощении в жизнь идей об исследовании родного края. Поэтому неудивительно, что рассказы А.С. Лебедева о Кукарском образовательном обществе, знакомство с отчетами о деятельности этого общества, а они регулярно присылались в Сарапул, привели к идее о создании своего объединения родиноведов, которое назвали Общество изучения Прикамского края.

Устав общества был утвержден 12 октября 1913 года в г. Вятке. По его содержанию видно, что за основу его был взят Устав Кукарского образовательного общества. Интересно, что одной из задач общества было «учреждение публичного музея и библиотеки-хранилища в г. Сарапуле, устройство при музее картинного отдела».36

Учредителями Общества были: епископ Сарапульский Мефодий, директор Сарапульского Алексеевского училища Н.А. Орлов, следователь по важнейшим делам Я.Г. Лукан, нотариус М.С. Тюнин, акцизный надзиратель Л.К. Круликовский, врач Ф.В. Стрельцов, уездный врач В.П. Новиков, инженер-механик И.И. Бодалев, преподаватель Сарапульского Алексеевского реального училища П.П. Беркутов, секретарь уездной земской управы Н.М. Мусерский, редактор-издатель газеты «Прикамская жизнь» Н.Е. Ончуков, священник В.Г. Ананьин, член-сотрудник Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете К.Ф. Малявкин.37

Создание Общества не привело к резкому увеличению финансирования музея, на что, видимо, рассчитывали учредители. Председатель совета музея Л.К. Круликовский на собрании членов музея в 1914 году говорил: «Только с прошлого года, когда при музее организовывается общество для изучения местного края, в его кассу стали поступать членские взносы, но пока еще в незначительном количестве; до сих пор, как при основании, субсидия, ассигнуемая земским собранием, составляет не только главный, но почти единственный источник его доходов».38 И далее Л.К. Круликовский доложил со&