В годы Великой Отечественной войны в город Киров было эвакуировано большое количество различных промышленных предприятий, общественных учреждений и творческих коллективов. Среди прочих по постановлению правительства был эвакуирован и Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького (ныне Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова). Он выехал из Ленинграда одним из последних эшелонов в конце августа 1941 года. Эвакуация театра оказалась делом сложным и ответственным. Здесь было важно не только сберечь кадры ведущих мастеров - крупных художников сцены, имена которых вошли в историю советского театра, - но и наладить нормальную творческую работу коллектива. Важно было не только сохранить накопленные богатства, но и продолжать поступательное движение вперед. Театр мог сохраниться в эвакуации, только непрерывно работая, творчески развиваясь и совершенствуясь. Поэтому в период пребывания на кировской земле знаменитый театральный коллектив вел активную творческую деятельность, ни на минуту не опуская планку столичного театра. Об этом красноречиво рассказывают архивные документы.
В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области есть фонд Октябрьского (ранее Сталинского) районного комитета КПСС г. Кирова, в котором сохранились протоколы собраний и заседаний бюро первичной партийной организации Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького за 1942 год. Из этих документов мы узнаем, какие вопросы волновали творческий коллектив театра: на собраниях обсуждались вопросы о размещении, бытовых условиях и питании работников. Так, важным моментом на тот период было отведение артистам земельного участка для организации индивидуальных огородов, выдача продуктов питания по талонам. Говорилось на собраниях и о состоянии политмассовой и агитационной работы в коллективе, об улучшении работы кульмассового сектора, редколлегии, бытового сектора месткома. В условиях военного времени важными были вопросы экономии электроэнергии и светомаскировки. Не забывали в коллективе и об организации летней оздоровительной кампании для детей сотрудников театра, об отдыхе для взрослых. Первичная партийная организация театра работала и над приемом отдельных сотрудников в члены ВКП(б). Творческая работа коллектива была построена таким образом, чтобы вместе с классическими постановками уделять внимание пьесам патриотической тематики, а средства, вырученные от постановки спектаклей, направлять в фонд сбора теплых вещей для Красной Армии.1
В архивном фонде Кировской государственной телерадиокомпании "Вятка" хранятся документы Кировского областного радиокомитета за годы Великой Отечественной войны. Из них мы узнаем, что члены творческого коллектива БДТ были частыми гостями радиостудии. Всего за период с 6 сентября 1941 года по 4 апреля 1943 года в эфире прозвучало три передачи из цикла "Театр у микрофона", две общественно-политические передачи, девятнадцать выступлений в выпусках новостей "Последние известия", шесть упоминаний о театре в выступлениях представителей творческой интеллигенции. Перед кировскими радиослушателями выступали директор и художественный руководитель БДТ Л.С. Рудник, заведующий литературной частью театра Л.А. Малюгин, актеры Е.М. Грановская, В.А. Грибоедова, С.М. Судьбинин, З.А. Шерстневская и др.
Из рассказов по радио жители Кировской области узнавали о жизни театра в эвакуации, о творческих планах коллектива, о постановках спектаклей и ведущих актерах театральной труппы. В радиопередачах звучали голоса артистов, исполнявших сцены из спектаклей. Из сохранившихся текстов радиопередач можно узнать об основных театральных постановках БДТ.
Первая передача о ленинградском театре прозвучала в эфире кировского радио 6 сентября 1941 года. Директор и художественный руководитель театра Лев Сергеевич Рудник рассказал об истории театра, о его репертуаре и ведущих актерах. По словам Л.С. Рудника, последний предвоенный театральный сезон в Ленинграде был для БДТ особенно плодотворным. Уже имея в своем репертуаре ряд горьковских постановок ("Егор Булычев", "Достигаев", "Мещане", "Дачники"), театр начал освоение чеховского наследства: поставили пьесу "Вишневый сад", была намечена постановка пьесы "Три сестры". Также была поставлена пьеса норвежского драматурга Г. Ибсена "Доктор Штокман". Центральным спектаклем сезона был "Король Лир" по пьесе У. Шекспира, к постановке которого были привлечены режиссер Г.М. Козинцев и композитор Д.Д. Шостакович.
Работая в эвакуации, БДТ завоевал любовь и признательность кировских зрителей. На новом месте творческому коллективу удалось не только возобновить спектакли своего основного репертуара, но и подготовить к постановке 10 пьес, которые раньше не шли на сцене этого театра. Ленинградский театр в условиях войны работал с удвоенной энергией.2
С первых же дней своей жизни в новом городе театр начал работу над новым репертуаром, над пьесами о Великой Отечественной войне. В этих произведениях не было глубоко обрисованных характеров, вместо подлинно драматических эпизодов были очерковые зарисовки, но именно тема войны волновала в те тревожные дни каждого зрителя. Поэтому театр мобилизовал весь арсенал своих выразительных средств для того, чтобы обогатить эти произведения и создать спектакли, пробуждающие в зрителях патриотические чувства.3
Для кировских зрителей репертуар театра, выступающего в Кирове в период эвакуации, был составлен таким образом, чтобы познакомить зрителя и с ранними постановками, уже вошедшими в историю советского театра, и с последними работами театра. Русскую классику планировалось представить именами М. Горького, А.П. Чехова, А.Н. Островского. Из драматургического наследия М. Горького готовились пьесы "Мещане" и "Дачники". Драматургия А.П. Чехова была представлена пьесами "Вишневый сад" и "Три сестры". В Кирове также планировали показать премьеру инсценировки романа И.С. Тургенева "Дворянское гнездо".
Из западноевропейской классики театр подготовил два спектакля, составляющие его историю и не сходящие со сцены свыше двадцати лет, - "Дон Карлос" Ф. Шиллера и "Слуга двух господ" К. Гальдони. Кроме того, были в репертуаре и пьесы "Благочестивая Марта" Тирсо де Молины и "Стакан воды" Э. Скриба.
Советская драматургия была представлена пьесой В.А. Соловьева "Фельдмаршал Кутузов" и пьесой о командирах-танкистах "Парень из нашего города" К.М. Симонова. В планах была постановка пьесы о сталинских летчиках "Крылатое племя" А.А. Первенцева.
Благодаря архивным данным, можно проследить за творческой жизнью БДТ в условиях эвакуации.
Свои выступления в городе Кирове Ленинградский государственный Большой драматический театр им. М. Горького начал 12 сентября 1941 года спектаклем "Вишневый сад" по пьесе А.П. Чехова.4
Спектакль "Фельдмаршал Кутузов" по пьесе В.А. Соловьева был поставлен коллективом театра осенью 1941 года. Постановка вызвала большой интерес зрителей.
В декабре 1941 года БДТ показал новый спектакль "Полководец Суворов" по пьесе И. Бехтерева и А. Разумовского (режиссер П.К. Вейсбрём). Над постановкой пьесы работал весь коллектив БДТ. Ведущие актеры театра выступали не только в основных, но и в эпизодических ролях и массовых сценах.5 Зрители тепло встретили новый спектакль. Образ Александра Суворова разбудил в зрителях большие патриотические чувства. Постановками спектаклей "Полководец Суворов" и "Фельдмаршал Кутузов" БДТ ставил своей целью удовлетворить большую потребность зрителя в исторической пьесе.
В радиопередаче "Последние известия" от 12 декабря 1941 года завлит БДТ Л.А. Малюгин сообщил, что одной из ближайших работ театра будет пьеса ленинградского драматурга А.Б. Мариенгофа "Французы и пруссаки", написанная им на основе ряда рассказов Ги де Мопассана. Пьеса была построена в виде ряда драматических миниатюр и рассказывала о борьбе французов с немецкими оккупантами в 1870 году.6
На 30 декабря 1941 года была назначена премьера спектакля "Расплата" по пьесе О. Литовского (режиссер Р.Р. Суслович).7
13 января 1942 года БДТ показал кировским зрителям свою новую постановку - комедию К. Гольдони "Хозяйка гостиницы" (режиссер П.К. Вейсбрём). Роль хозяйки Мирандолины играла заслуженная артистка РСФСР О. Казико.8
18-ю годовщину со дня смерти В.И. Ленина театр отметил постановкой пьесы Н.Ф. Погодина "Кремлевские куранты". Первый открытый спектакль состоялся 22 января 1942 года.9
В феврале 1942 года театр возобновил спектакль "Волки и овцы" по пьесе А.Н. Островского (режиссер Л.С. Рудник).
24 февраля 1942 года состоялась премьера спектакля "Свадьба Кречинского" по пьесе А.В. Сухово-Кобылина (режиссер Г.М. Мичурин).10
В середине марта 1942 года кировскому зрителю был представлен спектакль "Дом на холме" по пьесе В.А. Каверина, действие которой развивается в дни Великой Отечественной войны в Ленинграде и его пригородах (режиссер П.К. Вейсбрём).11 Также в это время в театре готовилась к постановке пьеса Л.А. Малюгина "Дорога в Нью-Йорк" (по киносценарию Р. Рискина).
Находившийся в эвакуации в Кирове писатель Е.Л. Шварц работал над новой пьесой-сказкой "Дракон", направленной своим сатирическим острием против фашистской диктатуры. Пьесу планировалось сдать театру к 1 июня 1942 года.12
День рождения М. Горького (28 марта), чье имя носил театр, было решено отметить спектаклем "Мещане" по пьесе этого драматурга.13
15 июля 1942 года спектаклем "Русские люди" по пьесе К.М. Симонова (режиссер Е.Г. Альтус) БДТ закончил театральный сезон. Действие пьесы происходило на Южном фронте осенью 1941 года. На примере отдельного эпизода войны с фашизмом драматург показывал характеры истинно русских людей, их мужество, героизм, готовность отдать жизнь Родине.14
Второй театральный сезон в Кирове открылся 11 сентября 1942 года.
В планах театра на этот сезон было возобновление спектакля "Король Лир" по пьесе У. Шекспира, постановка спектаклей по пьесам "Одна ночь" Е. Шварца о Ленинграде в дни блокады (режиссер Л.С. Рудник) и "Лесная песня" Л. Украинки (в переводе М.В. Исаковского). Осуществлялась подготовка к постановке комедии "Давным-давно" А. Гладкова (режиссер П.К. Вейсбрём), работа над которой была начата еще в 1941 году. В основу этой пьесы была положена история кавалерист-девицы Надежды Дуровой, героини Отечественной войны 1812 года.
Еще в Москве художественный руководитель театра Л.С. Рудник начал предварительную режиссерскую работу над пьесой К. Финна "Петр Крымов". В 1942 году уже в Кирове он организовал работу с исполнителями. В своей пьесе драматург раскрыл важную тему, показав героев трудового фронта, которые наряду с действующей армией активно участвовали в приближении победы над врагом.15
К 25-летию Великой Октябрьской социалистической революции в октябре 1942 года БДТ подготовил пьесу А.Е. Корнейчука "Фронт" (режиссер Л.С. Рудник), в постановке которой были заняты ведущие мастера театра. Спектакль проходил с большим успехом. Рабочие и служащие ряда крупнейших предприятий города Кирова устраивали культпоходы на эту постановку.16
Большой драматический театр также принимал активное участие в культурной жизни города Кирова. Так, в марте 1942 года БДТ начал цикл вечеров для работников искусств г. Кирова, в программе которых было чтение и обсуждение новых литературных произведений, дискуссии о новых постановках, демонстрация творчества мастеров музыкального искусства и т.п.
Первый вечер состоялся 02 марта 1942 года и собрал многочисленную аудиторию. Он был посвящен творчеству заслуженной артистки РСФСР Е.М. Грановской, которая рассказала зрителям об основных этапах своего творческого пути, о принципах работы над ролью. Актрисой были исполнены отрывки из ряда произведений Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, П. Ж. Беранже.17
15 марта 1942 года в театре состоялся очередной творческий вечер, на котором писатель Е.Л. Шварц прочитал свою новую, написанную в Кирове пьесу "Одна ночь" о героической обороне Ленинграда. Героями пьесы были рядовые советские люди: управхоз, монтер, домашние хозяйки, школьники, работница оборонного завода. Война сплотила их, они помогали друг другу переносить тяготы блокады. В обсуждении пьесы приняли участие писатели, режиссеры, артисты. Немногим позже пьеса была принята к постановке. Поставил спектакль режиссер Л.С. Рудник.18
К дню рождения М. Горького (28 марта) со специальной концертной программой, построенной на горьковских произведениях, артисты театра в мартовские дни 1942 года выступали в госпиталях, а 30 марта 1942 года состоялся горьковский вечер для работников искусств г. Кирова. На нем прозвучали глава из книги о пьесе М. Горького "Дачники" в исполнении Л.А. Малюгина, посвященный М. Горькому рассказ "Вечер в Доме искусств" Н.Н. Никитина; была показана в концертном исполнении пьеса "Яков Богомолов", обнаруженная и опубликованная уже после смерти писателя (режиссер Е.Г. Альтус)".19
10 мая 1942 года в Кировской областной библиотеке им. А.И. Герцена прошел вечер писателей, проведенный Кировским отделением Союза советских писателей. В вечере принял участие артист БДТ С. Рябинкин, который прочел акт из новой пьесы Е.Л. Шварца "Одна ночь". Сбор от вечера писатели передали в фонд помощи эвакуированным детям.20
15 ноября 1942 года в библиотеке им. А.И. Герцена состоялся большой вечер писателей, который открылся вступительным словом заведующего литературной частью театра Л.А. Малюгина о работе писателей в дни Великой Отечественной войны. Темам войны были посвящены и произведения, прочтенные на вечере. Драматург Е.Л. Шварц познакомил собравшихся с первым актом своей пьесы "Далекий край". Весь сбор от вечера писатели передали на строительство танковой колонны "Работник печати".21
С 1 января по 1 февраля 1943 года в городском кинотеатре "Октябрь" проходил кинофестиваль с показом лучших произведений советской кинематографии. Во время фестиваля в фойе кинотеатра проходили концерты с участием лучших артистов, находящихся в это время в городе Кирове, а также выступления писателей и поэтов, связанные по теме с демонстрируемыми фильмами.22
Во время эвакуации в городе Кирове театр обслуживал не только жителей тыла, но и неоднократно выезжал на передовую, чтобы порадовать своим талантом бойцов и командиров Красной Армии.
02 февраля 1942 года группа артистов БДТ выехала на Западный фронт.23 За три недели пребывания на фронте театральная бригада дала двадцать шесть концертов. Программа каждого концерта состояла из декламации стихов Д. Джабаева и В.В. Маяковского, сольных номеров музыкантов и певцов, русских народных танцев. Актеры показывали сцены из спектаклей "Человек с ружьем" Н.Ф. Погодина, "Укрощение мистера Робинзона" В.А. Каверина и "Слуга двух господ" К. Гольдони, "Дон Карлос" Ф. Шиллера.24
Летом 1942 года актеры театра в составе двух фронтовых бригад работали на Волховском, Калининском и Северо-Западном фронтах, выступали на кораблях Северного флота.25
Первая бригада перед бойцами на передовой выступала со спектаклем "Слуга двух господ" по пьесе К. Гольдони и большой концертной программой, в которую входили несколько одноактных пьес, отрывки из классических произведений, номера художественного чтения на современную тематику ("Баллада о Москве" А.Т. Твардовского, стихотворение "Убей его!" К.М. Симонова и др.).26
Другая бригада в составе актеров театра и артистов Московской филармонии работала на Калининском фронте, выступив перед этим в Московском гарнизоне (в помещении летнего театра Центрального Дома Красной Армии) со спектаклем "Дорога в Нью-Йорк" по пьесе Л.А. Малюгина (по киносценарию Р. Рискина) и г. Калинине (ныне г. Тверь). Руководителем бригады был артист БДТ Г.М. Мичурин. Репертуар состоял из спектакля "Русские люди" по пьесе К.М. Симонова, комедии "Свадьба Кречинского" А.В. Сухово-Кобылина, двух концертных программ. Всего за время пребывания на фронте бригадами было дано тридцать шесть спектаклей и шестьдесят четыре концерта.
И ведущие мастера сцены, и молодые актеры не жалели своих сил во время выступлений перед фронтовиками. На грузовиках и тракторах, в вагонах-теплушках и на дрезине, в шлюпках и на подводах, на верховых лошадях и просто пешком по болотам и ущельям добирались артисты до своих зрителей, стараясь скрасить им немногие часы досуга. Выступать приходилось в различных условиях: в избах, клубах, сараях, землянках, на аэродромах, на платформах грузовых машин, а в большинстве случаев прямо в лесу, на полянках. Гримировались артисты тут же, под любопытными взорами бойцов, впервые увидевших кулисы театра. Часто концерты или спектакли прерывались стихийными митингами по поводу встречи вернувшихся из боя солдат или их проводов на схватку с врагом. Несмотря на бесконечные трудные переезды с места на место, отсутствие отдыха и привычных условий для работы, артисты понимали всю важность работы театра на фронте, потому что такие выступления ободряли и вдохновляли бойцов, давая им новые силы для борьбы с фашистами. Кроме того, эти поездки дали каждому артисту удовлетворение от сознания того, что искусство активно участвует в приближении победы над врагом. Всюду творческие бригады театра встречали самый радушный прием. Во время гастролей на фронте актеры накопили ценнейший творческий материал, который помог им в дальнейшем при сценическом воплощении на сцене образов героев - участников Великой Отечественной войны.27
В радиопередаче из цикла "Театр у микрофона" от 24 января 1943 года говорилось о том, что Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького в ближайшие дни выезжает на гастроли в Ленинград. Последнее выступление членов творческого коллектива БДТ по кировскому радио датировано 4 апреля 1943 года. Вскоре театр покинул Киров и вернулся в родной город.
Театру удалось с первых же дней завоевать прочную творческую дружбу с кировским зрителем. Коллектив актеров стремился упрочить этот союз, предъявляя к себе все большие и большие требования, стремясь к неуклонному повышению качества спектаклей. Работая в Кирове, театр никогда не забывал о Ленинграде, о ленинградских зрителях, воспитанных на высокой театральной культуре. Это заставляло работать по-ленинградски. Возвращаясь в родной город, БДТ вез на суд требовательного столичного зрителя ряд спектаклей, поставленных в Кирове, что вызывало чувство большой ответственности и сознание того, что время, проведенное в эвакуации, не было потрачено даром.28
И, спустя много лет, на страницах газеты "Кировская правда" в номере за 26 января 1964 года артист БДТ С.С. Карнович-Валуа вспоминал об эвакуации театра в Киров в годы войны: "...Расстались мы с городом, с его гостеприимными хозяевами в первые дни после прорыва блокады Ленинграда. И сейчас среди воспоминаний о том военном времени в памяти как что-то светлое возникают дни, проведенные в милом Кирове, среди хороших, отзывчивых, настоящих советских людей..."29
Главный специалист отдела использования архивных документов КОГКУ "Государственный архив социально-политической истории Кировской области" Галина Васильевна Нагорничных
Опубликовано: Герценка: Вятские записки [Текст]: [науч.-попул. альм.] / Киров. ордена Почета гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена; редкол.: Н.П. Гурьянова (сост.) [и др.]. - Киров, 2012. - Вып, 2012. - С. 91-100: фот., ил.
1 ГАСПИ КО. Ф. П-1447. Оп. 1. Д. 305
2 Там же. Ф. Р-6818. Оп. 2. Д. 17. Лл. 65-76
3 Там же. Д. 31. Лл. 62-83
4 Там же. Оп. 1. Д. 92. Лл. 1-13
5 Там же. Д. 95. Лл. 127-132
6 Там же. Лл. 224-226
7 Там же. Д. 96. Лл. 150-152
8 Там же. Оп. 2. Д. 1. Лл. 161-163
9 Там же. Лл. 260-262
10 Там же. Д. 2. Лл. 208-210, 342-343
11 Там же. Лл. 208-210
12 Там же. Д. 5. Лл. 207-208
13 Там же. Д. 4. Лл. 189-190
14 Там же. Д. 5. Лл. 7-9. Д. 11. Лл. 62-64. Д. 22. Л. 91
15 Там же. Д. 17. Лл. 65-76
16 Там же. Д. 20. Лл. 209-213. Д. 25. Лл. 92-93
17 Там же. Д. 3. Лл. 40-41
18 Там же. Д. 7. Лл. 7-8
19 Там же. Д. 4. Лл. 189-190
20 Там же. Д. 10. Лл. 154-159
21 Там же. Д. 24. Л. 115
22 Там же. Д. 27. Л. 259
23 Там же. Д. 2. Лл. 35-36
24 Там же. Д. 4. Лл. 16-17
25 Там же. Д. 11. Лл. 62-64
26 Там же. Д. 17. Лл. 73-75
27 Там же. Д. 22. Л. 91
28 Там же. Д. 31. Лл. 62-83
29 Кировская правда. - 1964. - 26 янв. - С. 2