«Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас
важнейшими являются кино и цирк!»
В.И. Ленин
Рождением советского кино считается 27 августа 1919 года — день подписания Советом народных комиссаров РСФСР декрета о национализации кинематографа. С этого времени вся фото– и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения. Отличительной чертой нового советского государства был идеологический контроль над духовной жизнью общества, формирование «правильных взглядов» и уничтожение инакомыслия. В массовой воспитательной работе, наравне с театром, кино отводилась значительная роль. Оно стало мощным идеологическим оружием и находилось на стыке искусства и экономики.
Рассмотрим историю развития советского кинематографа в Вятской губернии — Кировском крае — Кировской области на примере документов Государственного архива социально-политической истории Кировской области.
Демонстрация фильмов в 1920-1930-е годы осуществлялась под руководством отделов агитации и пропаганды уездных и районных комитетов ВКП(б).1 Киноработников критиковали за слабое использование кино «как мощного орудия в борьбе за скорейшее выполнение хозполиткампании и за культурно-просветительное воспитание масс»2. Кино называлось «культурным рычагом перевоспитания масс».3 Для более успешной работы киномехаников передвижек с населением, с ними велись технические и политические занятия «по 3 дня, 6 часов в день, 2 раза в месяц - 36 ч.».4 В период весеннего сева составлялись маршруты движения по районам агитфургонов с кинопередвижками. В колхозах, кроме показа кино, создавались светогазеты, читки которых проводили киномеханики. Таким образом, «продвижению кино в деревню» придавалось чрезвычайное значение.
Стационарных кинотеатров по губернии существовало немногим более 10: в Советске, Слободском, Котельниче, Уржуме, Яранске, Халтурине и губернском центре. Остальные населенные пункты обслуживались кинопередвижками. Вся губерния была разделена на кинорайоны, к которым прикреплялись кинопередвижки для постоянного обслуживания населения.5 Известно, что первая кинопередвижка в Вятской губернии была пущена в 1923 году. Постоянных маршрутов ее движения не было, а расчет с населением за билеты мог вестись крупой, мукой и грибами.6 На июнь 1926 года губерния имела уже 6 кинопередвижек,7 на октябрь 1926 года — 13, на октябрь 1927 года — 37, а на декабрь 1927 года — уже 41. Кинопережвижки были распределены по уездам: Вятский уезд — 2, Котельничский — 9, Слободской — 3, Яранский — 6, Нолинский — 2, Уржумский — 1, Малмыжский — 5, Халтуринский - 3, Омутнинский — 1. В городе Вятке существовало еще 9 кинопередвижек, не прикрепленных для постоянной работы к уездам.8
На 1 января 1935 года в Кировском крае действовало уже 307 киноустановок и кинопередвижек, из них 70 — городских, 237 - сельских.9
Звуковое кино появилось в СССР в конце 1920-х годов. Однако узнаем, что в Кировском крае до марта 1935 года не было ни одного звукового кинотеатра.10
«Положение с организацией звуковых кинотеатров действительно обстоит неудовлетворительно. Причиной этому является, во-первых, то, что кинотрест в г. Кирове организовался только в конце февраля, причем при разделе Горьковский кинотрест не помог организации, не дал ни одного работника, не выделил монтажного материала и никого не командировал для помощи в организации треста, во-вторых, только в марте мы получили звуковую аппаратуру для 3-х установок... Просим оказать содействие...» - писал В.И. Лисин, заведующий отделом пропаганды и агитации Кировского краевого комитета ВКП(б).11
Помощь была оказана, и на 1 мая 1935 года в Кировском крае было озвучено 4 точки: Советск, Шабалино, Слободской, Яранск, планировались: Малмыж, Омутнинск, Нолинск.12 На 1 августа 1935 года действующая киносеть края составила: 17 звуковых кинотеатров (из них в Кирове — 1), 55 немых (в Кирове — 2) и 240 сельских кинопередвижек, всего: 312 киноустановок и кинопередвижек:13
На 01 января 1937 года по Кировской области имелось около 260 киноустановок и кинопередвижек:
23 звуковых кинотеатра (10 сельских стационарных, 13 городских, из них 1 в г. Кирове - кинотеатр «Прогресс»),
15 звуковых кинопередвижек (12 немых, 3 звуковых),
221 немая передвижка.14
А к 1940 году - 442 звуковых и немых киноустановок.15
В 1920-1930-х годах с кинофикацией сельских населенных пунктов существовали проблемы. Помещения для хранения кинокопий не были приспособлены, поэтому репертуар был недостаточен, приходилось «брать, что дадут».16 Жители деревень были недовольны высокой ценой на билеты. В отчете о состоянии кино в губернии за 1926 год отмечаются траты доходов от кино не по назначению, например, на покрытие дефицита от оперетты. Если городские жители оповещались о ежедневной программе киносеансов из газет, то сельские о времени демонстрации фильмов и предполагаемом репертуаре узнавали за несколько часов до начала сеанса. Затруднения в кинообслуживании населения были связаны также с отсутствием железнодорожных и водных путей сообщения.17
Ощущалась острая нехватка в кадрах. В целях экономии средств на подготовку киномехаников в 1920-х годах проводилось обучение слушателей педтехникумов,18 а также организовывались группы на последних курсах профтехшколы, учащиеся которой дополнительно к основной специальности электромеханика получали специальность киномеханика.19 В 1930-х годах подготовка киноработников велась уже в централизованном порядке через курсы киномехаников в г. Горьком (совр. Нижнем Новгороде) и г. Загорске (совр. г. Сергиев Посад Московской области), курсы кинотехников в г. Ленинграде (совр. Санкт-Петербурге) и г. Ростове-на-Дону.
Как же обстояло дело с кинофикацией в 1920-1930-е годы в городе Вятке — Кирове? На начало 1920-х годов в городе имелось 4 кинотеатра (все они размещались в деревянных зданиях): в павильоне детского парка им. В.А. Жуковского (совр. Детский парк «Аполло», открыт в 1897 г.), летний кинотеатр «Прогресс» сада им. Ст. Халтурина (совр. Александровский сад, открыт в 1908 г., а с 1911 г. и в новом здании на улице Никитской, совр. Володарского, между улицами Московской и Преображенской), «Колизей» (открыт в 1913 г., на улице Спасской, приблизительно на месте нового здания областного художественного музея). К началу 1930-х годов город имел лишь два основных деревянных, выходящих из строя кинотеатра («Прогресс», «Колизей») на 400 мест и до 350 мест в клубных театрах. В докладной записке в Кировский областной комитет ВКП(б) отмечалось: «Кинотеатр «Колизей» считается лучшим коммерческим в областном центре. Однако билеты стоят 2 р. 15 к., а обслуживание публики очень плохое, удобств никаких. Крыша течет, стулья разлезаются, и цепляются за платье публики гвозди из стульев. Надо починить крышу...»20
Среди клубного типа кинотеатров надо отметить кинотеатр «Октябрь» при музее Революции, который располагался с 1927 года в здании на улице Дрылевского (совр. здание Театра на Спасской). «Картины здесь демонстрировались исключительно идеологически выдержанные». Ежедневно с 14.00 до 23.00 часов проходило 6 сеансов. 21 Закрылся кинотеатр в связи с нехваткой площадей здания под экспозиции в 1935 году после перевода музея Кировского краеведения в здание музея Революции.22 Аппаратура кинотеатра «Октябрь» была передана в с. Кырчаны Кировской области в 1936 году.23
Вопрос о строительстве каменного кинотеатра на 800 мест в городе был выдвинут еще в 1931 году с обязательным началом строительных работ на следующий год.24 Существующих двух основных кинотеатров было недостаточно для удовлетворения потребностей населения Вятки. В краткой записке о коммунальном хозяйстве Вятки и необходимых мероприятиях по его укреплению за 1932 год приводился расчет потребностей населения в кинообслуживании: «...Чтобы более или менее значительно удовлетворить потребности в гор. Вятке, нужно иметь не 800, а 1600 мест, исходя из следующего расчета: 52000 человек населения в возрасте 16-50 лет при необходимости, как минимум, обслуживать кинотеатром каждого не менее, чем 3 раза в месяц, при 3-х сеансах, даваемых кинотеатрами ежедневно, в течение каждого месяца действительно требуется: 52000 х 3 / 30 дн. х 3 сеанса = 1600 мест. Данная цифра ясно говорит за немедленное строительство в Вятке в течение 1932 года нового кинотеатра».25
При кинотеатре планировалось оборудовать кинобудку «для демонстрирования громкоговорящих кинофильмов».26
Но строительство нового кинотеатра в 1932 году не началось. В постановлении президиума Кировского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов № 18 от 21 июня 1935 года читаем только лишь об определении места постройки звукового кинотеатра: «Согласиться с заключением Горкомхоза о постройке кинотеатра на углу Карла Маркса и Герцена...»27 Строительство будущего кинотеатра «Октябрь» велось с 1936 года и было завершено в 1938 году. Зрительный зал его был рассчитан на 800 мест, имелись просторное фойе и кассовый зал. И сегодня этот старейший кинотеатр города, построенный по проекту московского архитектора Виктора Калмыкова, является украшением города и отражением ушедшей советской эпохи.
В документах архива имеются сведения о репертуаре показываемых фильмов в 1930-е годы. Документальное и художественно-документальное кино было средством обучения, просвещения и пропаганды нужной идеологии.
Например, документальный фильм «Поколение победителей» (1936 г., звуковой) мог служить ярким наглядным пособием при изучении краткого курса истории ВКП(б).28
Фильм «Аэроград» (1935 г., звуковой) «посвящен Дальнему Востоку и рассказывает об освобождении края, о классовой борьбе, защите границ, тесной и нерушимой связи народа со своей армией, ненависти к врагу, беспредельной любви к Родине».29
В агитационно-пропагандистском фильме «Если завтра война» (1938 г., немой) «отряды фашистских агрессоров пытаются внезапно перейти Советскую границу. Но зорок глаз наших славных пограничников. Горячие патриоты принимают бой и после жестокой перестрелки вынуждают противника перейти к обороне. Весь советский народ, как один человек, с гневом и решимостью встает под боевые красные знамена. Красная Армия атакует противника со всех сторон и добивает врага на его территории».30
Среди художественных фильмов того времени можно назвать: «Человек-невидимка» (1933 г.), «Юность Максима» (1936 г.), «Дубровский» (1936 г.), «Дети капитана Гранта» (1936 г.).
Наряду с художественным фильмом «Цирк» (1936 г.) самым успешным и любимым фильмом 1930-х годов был «Чапаев» (1934 г., немой, звуковой). Это «историческая и революционная эпопея эпохи гражданской войны на Урале» о «борьбе чапаевской дивизии против белогвардейских банд» сорежиссеров Сергея и Григория Васильевых. По всем районам Кировского края состоялась массовая демонстрация фильма,31 во время которой проводилась большая агитационная и воспитательная работа среди населения. Агитбригада с кинопередвижкой объезжала районы Кировского края. Силами культбригады оборудовали клубы, были отремонтированы радиоустановки, организованы лекции медицинских сестер среди женщин по вопросам материнства и гигиены, проведены концерты баянистов и, конечно, танцы. Колхозники-ударники были сфотографированы, предварительно посетив имеющегося в штате агитбригады парикмахера. Показ киноленты проводили и в клубах, и просто на улице, так как ни один клуб не мог вместить всех желающих ее посмотреть.32
В архивном фонде Кировского краевого комитета ВКП(б) сохранились отзывы о просмотре кинофильма. Так, колхозники Марьянского сельского совета Куменского района писали: «Посмотрев кинокартину «Чапаев», мы, колхозники в количестве 400 человек, с большим вниманием и напряжением следили за развертыванием действий эпизодов гражданской войны. Поражались исключительной отвагой героев этой картины».33 Другой отзыв колхозников Кырмыжского сельского совета Вожгальского района: «Посмотрев кинокартину «Чапаев» и обсудив разъяснения, мы, колхозники в количестве 400 человек, с большим напряжением, вниманием и волнением посмотрели этот по существу исторический фильм, который может создать только наша советская кинофабрика, наши киноартисты, работающие под руководством партии Ленина-Сталина».34
Пропагандистская и идеологическая роли кино в 1930-х годах проявились в создании документальных фильмов. Для ознакомления населения с Конституцией СССР, принятой в 1936 году, по районам Кировской области был проведен показ документального кинофильма «Доклад тов. И.В. Сталина о Конституции СССР» с разъяснительной работой.35 В октябре-ноябре 1937 года, в период подготовки к выборам в Верховный Совет СССР, по 47 районам Кировской области прошли кинофестивали.36 На кинопередвижках были закреплены лозунги, посвященные выборам. Перед сеансами демонстрировались специальные выпуски кинохроники «Как будет голосовать избиратель». Одновременно в колхозах были зачитаны доклады о том, как живет страна, каково состояние международного положения, продавалась литература, а после показов кинолент устраивались вечера самодеятельности. Проведение данного кинофестиваля считалось «политической работой».37 Велась статистика посещений сеансов и активность населения в предвыборный период. В инструкциях лекторам говорилось: «нельзя перегружать докладами, он должен идти час-полтора, после картины вести разъяснительную работу, чтобы люди ушли с правильным понятием».38
Для оперативного обслуживания кинохроникой кампании 1938 года по выборам в Верховный Совет РСФСР первого созыва в Кировскую область была направлена кинобригада Горьковской киностудии хроники для съемки 3 короткометражных фильмов о кандидатах в Верховный Совет РСФСР и более 5 сюжетов о том, как ведется выборная кампания.39
В 1939 году Горьковской киностудией был снят агитационный фильм об известной спортсменке-кировчанке Марии Григорьевне Исаковой, кандидате в депутаты Кировского совета депутатов трудящихся.40
Итак, к концу 1930-х годов сложились основные черты советского кинематографа: с одной стороны, обязательная цензура, идеологический подтекст фильмов, воспитательное значение, героическая и патриотическая тематика, с другой стороны, яркие сюжеты и актеры, большая популярность кино у населения. Таким кинематограф практически просуществовал до 1990-х годов.
Опубликовано: "Герценка: Вятские записки [Текст]: [науч. - попул. Альм.] / Киров. 2016. Вып. 30. С. 135 - 142.