В.С. Жаравин
г. Киров
Музей Кукарского образовательного общества был создан замечательным человеком Александром Сергеевичем Лебедевым (1888-1937), посвятившим всю свою жизнь краеведению, или‚ как говорили в начале ХХ века, родиноведению. Александр с детства увлекался историей и естественными науками, собирал предметы древности. Личная коллекция Лебедева вошла в основу созданного им музея Кукарского образовательного общества. Как было сказано в отчете о деятельности общества за 1910 год, А.С. Лебедев передал музею около 3500 предметов, нумизматических, археологических, этнографических.1
Главными задачами как Общества, так и музея Александр считал «способствовать изучению края и распространению в населении серьезного образования»2. Музей со временем должен давать населению «действительное представление о родном крае».3
Лебедев не просто передал предметы в музей, он их разобрал, подготовил для экспонирования. Вот, что он писал 16 июля 1910 года пермскому археологу Н.К. Зеленову: «Все время занимаюсь в музее. Заведующий на лето уехал, таким образом, вся работа досталась мне. Оказывается, нелегкая вещь-музейное дело. Целый день работаешь, а дело очень незаметно двигается вперед. Теперь наконец-то я все разобрал. Думаю сегодня выехать в Котельнич и Вятку на неделю, а затем приедет заведующий библиотекой и музеем Общества А.А. Мухачев, и мы займемся составлением каталога... Я все более и более увелкаюсь родным делом и начинаю верить, что удастся со временем осуществить свои широкие планы.»4
В течение первых трех месяцев работы музея Лебедев сам проводил экскурсии, работал с посетителями.
При создании музея Александр широко использовал опыт работы других музеев, в первую очередь, Сарапульского. Он ежегодно ездил по стране, изучая опыт родиноведения. Организовав издания отчетов о деятельности Кукарского образовательного общества, Лебедев стал их посылать во многие регионы России, взамен получая труды и отчеты различных научных обществ и музеев. Большая самообразовательная работа помогла Лебедеву стать крупным специалистом по родиноведению и музееведению; Приобретаемый опыт он применял на практике в Кукарском музее.
В ноябре 1914 года А.С. Лебедев выступил на заседании Кукарского образовательного общества, сделал «весьма обстоятельный, интересный и продуманный доклад по вопросу организации и устройства музея», поэтому ему и поручили «устроить музей согласно сделанному докладу».5
Со временем Кукарский музей все больше приобретает известность в России. О нем писали в различных периодических изданиях. Вот, например, что опубликовал «Русский экскурсант. Журнал родиноведения и экскурсионного дела» в 1916 году: «В последние годы число местных музеев увеличивается. Наиболее интересные из них - музей Кукарского общества образования (Вятской губ.), Волчанского общества образования (Харьковской губ.), Костромского научного общества по изучению местного края и др. Как видно из отчета Кукарского общества образования, музей этот уже успел завоевать симпатию населения, и многие из крестьян сами, за десятки верст ПРИВОЗЯТ ВЕЩИ И передают их в музей по большей части бесплатно».6
Описание музея, созданного А.С. Лебедевым, оставил член Вятской ученой архивной комиссии И.М. Осокин, в 1916 году посетивший Кукарку: «Музей занимает вместе с библиотекой общества и историческим архивом верхний этаж каменного здания в шесть комнат, больших, высоких, светлых. Музей обставлен в достаточной мере очень хорошей, специально построенной для сего мебелью (шкафы, витрины), вещи распределены довольно просторно, в систематическом порядке и весьма удачно, так что музей, несмотря на свою молодость, производит впечатление весьма благоустроенного музея.
Наибольшее внимание из всех вещей заслуживают коллекции археологические, церковно—археологические, палеонтологические, художественные, где есть немало этюдов, исполненных местными художниками.
При музее имеется комната для занятий членов по разборке предметов, описанию их и особая комната для членов, занимающихся фотографированием древности».7
Опыт Кукарки изучался, анализировался. Известный уральский краевед В.П. Бирюков, создатель Шадринского музея Пермской губернии, в своих воспоминаниях писал, что о Кукарском музее и об Александре Лебедеве он впервые услышал в Московском археологическом институте, где он учился.8 Этот факт говорит о том, что опыт Кукарки изучался в высших учебных заведениях страны.
Александр Лебедев, хотя и жил в Казани, а потом в Санкт-Петербурге — Петрограде, ежегодно приезжал на родину, активно участвовал в деятельности Кукарского образовательного общества, а в 1916 году был избран его председателем.
Создав музей в Кукарке, Лебедев свой опыт музейного строительства постоянно стремился передать другим. После смерти отца в 1914 году, возглавив торговую фирму «Наследники С.В.Лебедева», Александр много времени проводит в городе Царицыне Саратовской губернии, где он продавал лес из Вятской губернии. К этому времени в Царицыне группа местной интеллигенции, мечтавшая создать уездный музей, уже начала собирать экспонаты для него. Приезд А.С. Лебедева оказался очень вовремя. Он сразу же включился в музейное строительство, и в Царицыне, и в губернском Саратове пропагандируя опыт Кукарского музея. Сам Лебедев писал: «… в Царицыне при моем участии возникло общество родиноведения с задачами, тождественными с Кукарским образовательным обществом. Так как по своему коммерческому делу я буду навещать Царицын ежегодно и жить там по несколько месяцев, то я уверен, что удастся дело организации Царицынского общества родиноведения устроить хорошо».9
Царицынский музей был создан, и не случайно в фондах Советского краеведческого музея хранится приглашение А.С. Лебедеву на открытие музея в Царицыне. Сегодня Волгоградский областной краеведческий музей по праву считает Лебедева одним из основателей своего музея, а материалы об А.С. Лебедеве имеются в экспозиции музея.
Повлиял А.С. Лебедев на создание Малмыжского музея Вятской губернии. По инициативе Александра там было создано Малмыжское историческое общество по образцу Кукарского общеобразовательного, а при нем музей.
В 1910-е годы А.С. Лебедев разрабатывал родиноведческую программу изучения Вятского края, одной из составных частей которой являлось создание в Вятке губернского музея. К тому времени в губернском центре существовало несколько небольших музеев: реального училища (бывшего Алабинского), церковно-археологический, Трифоновский, кружка вятских художников и другие. Лебедев назвал будущее музейное объединение Дом Науки, Искусства и Общественности. Наряду с музеями этот Дом должен был включать и все научные общества, изучавшие Вятскую губернию. Взяв за основу устав Кукарского образовательного общества, Лебедев разрабатывает устав Центрального губернского научного общества по изучению Вятского края. Идея объединения всех научных сил, занимающихся родиноведением, идея Дома Науки, Искусства и Общественности нашла много сторонников как в губернии, и за ее пределами. Александр Лебедев со своей идеей поделился и на страницах периодической печати, и в многочисленных выступлениях перед различной аудиторией. Сохранились тексты писем к Лебедеву с поддержкой этой идеи: художников братьев Васнецовых, Нестерова, Врубеля, историков, общественных деятелей, работников музеев. Приведем только два высказывания. Хранитель Дашковского этнографического музея в Москве Николай Янчук писал: «Изумляюсь удивительной энергией и умением устроителей Кукарского музея, достойного подражания во всех отношениях и от всей души желаю дальнейшего преуспевания этого полезного просветительного учреждения. В Вятке городской художественно-исторический музей пойдет по стопам своего Кукарского собрата».10
Академик Сергей Ольтенбург сказал: «Кукарку знает всякий образованный русский человек. Теперь вятичи хотят сосредоточие всех просветительных учреждений Вятского края собрать в Вятке. Пример Кукарки говорит нам, что это будет сделано скоро и хорошо».11
Выполняя родиноведческую программу, предложенную А.С. Лебедевым, уездные власти на местах стали создавать свои музеи местного края. Эта работа находила всестороннюю поддержку А.С. Лебедева, возглавлявшего в 1917-1918 годах внешкольное образование в губернии, руководившего всем культурным строительством. Создав в 1918 году и возглавив губернский музей местного края, Александр превратил его в методический музейный центр. Всем возникающим музеям оказывалась необходимая помощь. Лебедев, возглавлявший эту работу, в качестве образца для всех начинающих музейных работников приводил Кукарский (с конца 1917 года Советский уездный) музей. Неслучайно первые губернские курсы проходили в Вятке (теоретическая часть) и в Советске (практическая часть). Об этом писал создатель Слободского музея Всеволод Лебедев в своей книге «Вятские записки».
Свой богатый опыт музейного строительства Лебедев применил в Перми, куда переехал из Вятки. Пермский губернский музей местного края под руководством А.С. Лебедева стал, по мнению пермских историков, одним из лучших провинциальных музеев. Достаточно сказать, что выставка экспонатов из Пермского музея с успехом проходила в Ленинграде. А.С. Лебедев в музейное дело вносил новые элементы, придумывал новые формы работы. Можно сказать, что Кукарский, Царицынский, Вятский и Пермский музеи — это ступени совершенства для Лебедева-музееведа. В Перми, например, было найдено оригинальное решение проблемы посещаемости музея. При отделе природы в музее был открыт живой уголок, сразу повлекший увеличение числа посетителей. Лебедев, увлекшись перспективой, разработал концепцию и начал организовывать зоопарк.
Вообще идея тесной связи музея с природой у Лебедева была всегда. Еще в Кукарском образовательном обществе он предлагал организовать в Кукарке ботанический сад. В Вятке эта идея была осуществлена. При директоре музея Лебедеве ботанический сад находился в структуре музея, и только после отъезда Александра из Вятки был передан пединституту.
Интересно, что в последний период своей жизни в Свердловске Лебедев организовал и зоопарк, и ботанический сад как самостоятельные учреждение и был последовательно первым их директором.
Кукарский музей был школой становления Александра Лебедева, родиноведа и музееведа, и навсегда остался в его памяти светлым воспоминанием.
Примечания:
Отчет о деятельности Кукарского образовательного общества за 1910 год, Кукарка, 1911, С. 13
Там же. С. 7
Там же
Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО), Ф. Р-993. Оп. 3. Д. 65. Л. 1, 3
Советский краеведческий музей. Фонд Кукарского образовательного общества.
Русский экскурсант, Ярославль, 1916. - № 7. - С. 45
Осокин И. Отчет об археологической экскурсии по Вятской губернии в мае-июне 1916 г. // Труды ВУАК, 1917. - Вып. 1-2 (отд. 1). С. 70-71
ГАКО. Ф. Р-128. Оп. 1. Д. 546. Л. 1
Вестник Удмуртского университета, Ижевск, 2008. - Вып. 2. С. 182
ГАКО. Ф. 645. Оп. 1. Д. 14. Л. 84
Там же. Л. 88
Опубликовано: Краеведческий музей: история, коллекции, люди (к 150-летию Кировского областного краеведческого музея): сб. статей и материалов / ред.-сост. М.С. Судовиков, П.Н. Шарабаров. В 2 т.: Т. 2. - Киров: О-Краткое, 2016. - С. 30-35