Государственный архив социально-политической истории Кировской области

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

  22 декабрь 2016 » ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ » А.С. Лебедев и В.П. Бирюков » 29 января считается днем изобретения первого автомобиля. » None » Шли люди на Великую... » » 16 мая 2012 года в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (КОГКУ "ГАСПИ КО") в рамках проведения Года российской истории состоялась презентация книги "Слободской Христорождественский женский монастырь" » Клабуков Иван Дмитриевич (1894 - ноябрь 1971) » Монах Георгий (Рождественский) из Мироносицкой пустыни » None » Слободской Христорождественский женский монастырь: сборник очерков / КОГКУ «ГАСПИ КО». Сост. Е.Н. Чудиновских; под ред. В.К. Семибратова - Киров, 2012. - 164 с. : ил. » 22 декабря 2015 года сотруднику КОГКУ «ГАСПИ КО» В.С. Жаравину была вручена благодарность от лица главы города Кирова В.В. Быкова за значительный вклад в подготовку и издание книги «Почетные граждане города Вятки. Исторические портреты&r » Подготовка к 80-летию со дня образования Кировской области » » 19 марта 2013 года в ГАСПИ КО прошла презентация второго диска архивного мультимедийного проекта «Экскурсия по городу Кирову» » None » Новые организации – новые документы » » 16 мая 2012 года в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (КОГКУ "ГАСПИ КО") в рамках проведения Года российской истории состоялась презентация книги "Слободской Христорождественский женский монастырь" » None » Монах Георгий (Рождественский) из Мироносицкой пустыни » Слободской Христорождественский женский монастырь: сборник очерков / КОГКУ «ГАСПИ КО». Сост. Е.Н. Чудиновских; под ред. В.К. Семибратова - Киров, 2012. - 164 с. : ил. » » » 16 мая 2012 года в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (КОГКУ "ГАСПИ КО") в рамках проведения Года российской истории состоялась презентация книги "Слободской Христорождественский женский монастырь" » None » Монах Георгий (Рождественский) из Мироносицкой пустыни » Слободской Христорождественский женский монастырь: сборник очерков / КОГКУ «ГАСПИ КО». Сост. Е.Н. Чудиновских; под ред. В.К. Семибратова - Киров, 2012. - 164 с. : ил. » » » 16 мая 2012 года в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (КОГКУ "ГАСПИ КО") в рамках проведения Года российской истории состоялась презентация книги "Слободской Христорождественский женский монастырь" » None » Монах Георгий (Рождественский) из Мироносицкой пустыни » Слободской Христорождественский женский монастырь: сборник очерков / КОГКУ «ГАСПИ КО». Сост. Е.Н. Чудиновских; под ред. В.К. Семибратова - Киров, 2012. - 164 с. : ил. » » 4 февраля 2016 г. во ВНИИДАД в совещании по вопросам функционирования Единой автоматизированной информационной системы архивной отрасли − программных комплексов «Архивный фонд» − «Фондовый каталог» − «Центра » None » Приложение № 2 » None » None » None » None » 25-26 апреля 2016 г. - Участие в субботнике » Разработка дизайна сайта и интернет-выставки » 2016 » » 29 октября 2015 года исполняется 90 лет со дня рождения известного на вятской земле фотокорреспондента Георгия (Юрия) Александровича Шишкина (1925-2001). К этой дате в читальном зале КОГКУ «Государственный архив социально-политической истории Кировс » прошел вечер друзей архива с презентацией фонда ли » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ЗАПРОСОВ С » None » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ДОКУМЕНТАМ АРХИВА » Приложение 9 » Приложение 8 » Приложение 3 » Приложение 2 » Приложение 5 » Вера Меркулова (Михаила) на Вятской земле » Приложение 4 » Приложение 7 » Приложение 6 » 16 мая 2012 года в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (КОГКУ "ГАСПИ КО") в рамках проведения Года российской истории состоялась презентация книги "Слободской Христорождественский женский монастырь" » None » Монах Георгий (Рождественский) из Мироносицкой пустыни » Слободской Христорождественский женский монастырь: сборник очерков / КОГКУ «ГАСПИ КО». Сост. Е.Н. Чудиновских; под ред. В.К. Семибратова - Киров, 2012. - 164 с. : ил. » » 24 ноября 2015 года сотрудники архива Л.Г. Попцова и В.С. Жаравин выступили в арт-гостиной «У Никитских ворот» в рамках творческой встречи с общественностью города с докладом «Антон Бенедиктович Рудобельский — садовод-селекционер&r » None » 16 мая 2012 года в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (КОГКУ "ГАСПИ КО") в рамках проведения Года российской истории состоялась презентация книги "Слободской Христорождественский женский монастырь" » None » None » » None » None » None » 29-30 июля 2016 г.- Участие в Усть-Недумских чтениях » Монах Георгий (Рождественский) из Мироносицкой пустыни » Приложение № 2 » методическая разработка ТЕМАТИЧЕСКой ЭКСКУРСИи ПО ДОКУМЕНТАМ АРХИВА, "КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (1941-1945 гг.) " » Памятка по работе с модулем ИПС «ЭНСА» «Организаци » Кировские тачанки на Красной площади » Памятка по работе с программой «Регистрация пользо » Слободской Христорождественский женский монастырь: сборник очерков / КОГКУ «ГАСПИ КО». Сост. Е.Н. Чудиновских; под ред. В.К. Семибратова - Киров, 2012. - 164 с. : ил. » наши издания » ПАМЯТКА, об организации работы по исполнению запросов граждан о награждении, Почетными грамотами, знаками отличия в труде по документам » Приложение 1 » None » Встреча друзей архива, посвященная Дню рождения КОГКУ «ГАСПИ КО», с презентацией фонда личного происхождения «Рудобельский Антон Бенедиктович (1874-1935), садовод-селекционер» » 25 марта 2016 года. Участие в 21-х краеведческих чтениях в п. Подосиновец » None » None » None » » ИНСТРУКЦИЯ ПО ГРАФИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗ » МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЦИФРОВКИ » 18 декабря 2015 года ведущий архивист ГАСПИ КО В.С. Жаравин принял участие в работе круглого стола, посвященного 150-летию со дня рождения Петра Ивановича Стучки (1865-1932), писателя, юриста, политического деятеля Латвии и Советского Союза. » Инструкция по обеспечению сохранности документов КОГКУ "ГАСПИ КО" при организации их экспонирования » None » None » Приложение 10 » ПЛАН работы КОГКУ «Государственный архив социально » ПАМЯТКА об организации работы по исполнению биографических запросов на лиц, состоявших в Коммунистической партии, по документам КОГКУ «ГАСПИ КО» » None » 8 августа 2016 г. - открытие фотовыставки «Город - сад» » None » None » None » 25 ноября 2015 года архивисты приняли участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Библиотека в контексте изучения провинциальной культуры», которая состоялась на базе Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена. » Памятка по контролю температурно-влажностного режи » Инструкция о порядке розыска необнаруженных архивн » Очерк » Дмитрий Панин — узник Вятлага » нам 70!, 8 октября 2009 года » Методические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера по обеспечению пенсионных прав и социальной защиты граждан по документам КОГКУ «ГАСПИ КО» » Методические рекомендации по исполнению биографиче » Методические пособия » 17-18 октября 2015 года сотрудники КОГКУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области» в рамках проведения XX Свято-Трифоновских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность» п » 11 декабря 2015 года директор КОГКУ «ГАСПИ КО» Е.Н. Чудиновских приняла участие в торжественном собрании, посвященном Дню Конституции Российской Федерации и Дню Кировской области, которые отмечаются 12 и 13 декабря соответственно. » None » 08 апреля 2016 года - презентация выставки о Шаляпине в с. Вожгалы Куменского района. » «О, Латвия моя, … ты... факелом... горишь неугасим » Публикации » 11 октября 2015 года директор КОГКУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области» Е.Н. Чудиновских приняла участие в работе V православный научно-краеведческих чтений «Кирово-Чепецк православный». » 12 ноября 2015 года архивисты приняли участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Вторые Спасские чтения», приуроченной к 180-летию со времени открытия Вятского губернского статистического комитета и посвященной Н.А. Спасск » Новости » Так начиналась война для кировчан » node/40 » node/39 » node/38 » node/37 » node/36 » node/33 » node/32 » node/31 » node/30 » node/27 » Фондовый каталог » node/12 » node/4 » node/2 » node/1 » node/169 » node/161 » node/157 » node/135 » node/49 » node/140 » node/131 » node/152 » node/118 » node/115 » node/110 » node/106 » node/105 » Обжалование решений » node/79 » node/80 » node/103 » node/104 » node/92 » node/116 » node/167 » node/168 » node/90 » node/89 » node/88 » node/87 » node/86 » node/85 » node/84 » node/83 » node/82 » node/81 » node/76 » node/75 » node/74 » node/71 » node/68 » node/67 » node/66 » node/65 » node/64 » node/63 » node/62 » node/132 » node/120 » node/156 » node/141 » node/155 » node/95 » node/48 » node/47 » node/46 » node/45 » node/44 » node/43 » node/42 » node/58 » node/35 » node/34 » node/69 » node/25 » node/24 » node/23 » node/22 » node/21 » node/20 » node/19 » node/18 » node/17 » node/16 » node/15 » node/14 » node/13 » node/11 » node/10 » node/41 » node/158 » node/9 » node/8 » node/7 » node/6 » node/5

В. Жаравин

С началом Великой Отечественной войны резко увеличилась нагрузка на железнодорожные дороги страны: объем перевозок возрос многократно. В этих условиях, естественно, встал вопрос о новом железнодорожном строительстве. Об этом рассказывают документы Государственного архива социально-политической истории Кировской области.

В предвоенные годы на территории области строили вторые железнодорожные пути на линии Лянгасово-Котельнич, причем задача стояла построить их на протяжении всей линии Транссиба, проходящей в области. Самое последнее мирное решение обкома партии от 21 июня 1941 года как раз касалось организации работ по строительству вторых путей от Кирова до Перми.1 Выполнение его было отложено из-за начавшейся мобилизации и других оборонно-военных мероприятий. 25 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление № 965с «О развитии железнодорожных линий, узлов и усилении пропускной способности дорог Урало-Пермской и Южно-Уральской».

В выполнение его Кировский обком партии и облисполком приняли свое решение (протокол заседания бюро обкома ВКП(б) от 10 декабря 1941 года № 127 п.4), где было записано: «Приступить к строительству вторых путей Киров-Пермь одновременно на всем протяжении железнодорожной линии, проходящей в пределах области от станции Лянгасово до разъезда Сада, поставив первоочередными работами на зимний период подвозку балласта и дренирующего грунта к линии строительства, постройку деревянных мостов, временных жилых и производственных помещений».2 К работам привлекалось 10 тысяч колхозников из районов, прилегающих к железной дороге. Для организации и руководства работами в г. Кирове было размещено управление строительства НКПС № 75.

Строительные работы интенсивно велись на протяжении всего 1942 года. За ходом работ был установлен жесткий контроль. Решением обкома партии секретари райкомов партии персонально отвечали за работу на стройке работников, направленных из своего района. Рабочим устанавливался план по району, для мобилизованных каждого района план был свой, и за него спрашивали с райкома партии.

Поэтому секретари райкомов постоянно приезжали на строительство, а для руководства были назначены специальные уполномоченные из членов бюро райкомов. Кроме контроля использовались и методы поощрения. Колхозникам, выполнявшим нормы, выдавалось по 800 граммов хлеба, остальным – 500 граммов в день. Всем без исключения отпускалась горячая пища из 2 блюд. Для лучших колхозников, перевыполнявших нормы, выдавались мыло, табак, спички, соль и некоторые промтовары.3

В августе 1942 года секретарь обкома ВКП(б) В.В. Лукьянов докладывал секретарю ЦК партии А.А. Андрееву: «Основная масса земляных работ на строительстве вторых путей Киров-Яр проведена. Имеется возможность с сентября начать укладку рельсов».4 И далее шла просьба о направлении в Киров необходимого оборудования и материалов. 17 ноября 1942 года доложили, что готов для сдачи в эксплуатацию участок Просница-Канып-Бумкомбинат, а для остальных нет рельсов и цемента.5

Нехватка рельсов (а в годы войны их не производили в СССР), болтов, накладок и т.д. привело к тому, что задание ГКО о постройке путей за 1942 год было не выполнено. Подводя итоги года, заместитель начальника управления строительства Кондратьев доложил в обком партии, что если план по земляным работам был выполнен на 104%, то в целом - всего на 55,5%. Было уложено 17,85 км рельсов из требуемых 106 км.6

В 1943 году работы продолжались, но уже не так интенсивно. В конце года строительное управление НКПС № 75 было переведено в Ленинградскую область. Всего за годы войны было введено в эксплуатацию 50 км вторых путей, и было открыто двухпутное движение на 10 перегонах,7 т.е. было построена только половина, остальное строилось уже после войны, и к строительству привлекались железнодорожные войска и военнопленные.8

Большие строительные работы проводились и на линии Киров-Котлас. Выполняя постановление ГКО № 964с от 25 ноября 1941 года «О строительстве Заволжской рокадной линии» и соответствующее решение обкома ВКП(б) и облисполкома, начались работы по увеличению пропускной способности этой дороги. Их вели трест «Севстройпуть», эвакуированный из Ярославля, и управление строительства НКПС № 37.

К работам привлекалось 2 тысячи мобилизованных жителей из прилегающих к дороге районов. Сложности были те же, что и на линии Киров-Пермь. Плановые задания также систематически не выполнялись, в первую очередь, из-за необеспечения строительства материалами и оборудованием. Несмотря на это, за годы войны на железнодорожной линии Киров-Котлас были построены и сданы в эксплуатацию 14 новых разъездов и станций, произведено удлинение пути на 4-х станциях, частично реконструированы станционные пути и построен вытяжной тупик на станции Киров-Котласская.9

На протяжении всей Великой Отечественной войны велось большое строительство на станции Лянгасово. Именно в то время была построена сортировочная горка с одновременной сдачей в эксплуатацию 6 сортировочных путей, что позволило ускорить процесс расформирования и формирования поездов.10 Одновременно велось строительство новой линии Лянгасово-Матанцы протяженностью 14 км, чтобы поезда выходили на Котласскую линию, минуя Киров.

Эвакуация в областной центр крупных оборонных предприятий, ускоренное введение их в эксплуатацию поставило задачу постройки к ним подъездных путей в максимально короткий срок. Инженер Тихвинский разработал и в декабре 1941 года предложил оригинальную идею: использовать линию строящегося трамвайного пути для пуска по ней железнодорожных составов. 26 января 1942 года эта идеи была одобрена на совещании в обкоме ВКП(б). Было решено: реконструировать железнодорожную ветку от станции Киров-Котласская до мясокомбината, приспособить трамвайные пути под железнодорожные, заменить легковесные рельсы на тяжелые, устроить семафорную и телефонную сигнализацию, построить 4 павильона для пассажиров и т.д.11

Все расчеты были направлены в Москву, где было принято специальное распоряжение Совнаркома СССР № 7527рс от 28 апреля 1942 года, которым разрешалось проведение железнодорожного строительства в городе Кирове, для чего выделялось 1 млн. 347 тыс. руб.12

В течение весны и лета 1942 года шло строительство новой дороги в северный район города. Работы велись одновременно на всем ее протяжении, и к ним привлекалось население города. Организовывался выход рабочих заводов на строительство во внеурочное время, одобренный обкомом партии как «патриотическая помощь железнодорожному транспорту».13 Многие городские предприятия изготовляли необходимое оборудование, например, заводы № 38 (Коломенский) и № 266 (им. Лепсе) делали ковку железнодорожных костылей. Дорога строилась от ул. Р.Люксембург до завода № 32 (совр. «АВИТЕК») через мясокомбинат, завод № 266 и латунно-прокатный завод (совр. ОЦМ). Была построена новая железнодорожная станция Октябрьская.

«Первого сентября 1942 года пассажирское движение по совмещенным трамвайным и железнодорожным путям было объявлено открытым. Первый поезд в составе 8 вагонов в северный промышленный район провел паровоз под управлением машиниста Шишкина. Обслуживались вагоны проводниками. Вечером в заводском районе по случаю открытия движения рабочего поезда состоялся торжественный митинг. Присутствовавшие на митинге рабочие благодарили строителей-путейцев и дали слово трудиться еще лучше, неустанно увеличивая выпуск продукции для фронта».14

Говоря о железнодорожном строительстве в годы Великой Отечественной войны, надо отметить, что такого объема работ за рекордно короткий срок на железных дорогах области никогда не выполнялось. Совершенное тружениками тыла можно смело назвать подвигом.

 

1 ГАСПИ КО, ф.1290, оп.7, ед.хр.12, л.168-169.
2 Там же, ед.хр.16, л.4.
3 Там же, оп.8, ед.хр.64, л.48-50.
4 Там же, л.57.
5 Там же, л.73.
6 Там же, оп.9, ед.хр.260, л.100.
7 Там же, оп.10, ед.хр.37, л.211.
8 Там же, оп.11, ед.хр.57, л.221; ед.хр.336, л.14, 37.
9 Там же, оп.10, ед.хр.37, л.210.
10 Там же.
11 Там же, оп.8, ед.хр.293, л.17-23.
12 Там же, ед.хр.64, л.42.
13 Там же, ед.хр.260, л.92.
14 Мочалов В. Путь длиною в шесть десятилетий. – Киров, 2003. – С.32.