С 01 июня 2020 года начал свою работу обновленный сайт Центрального государственного архива Кировской области в тестовом режиме. Будем рады видеть Вас на новом сайте архива!
Центральный государственный архив Кировской области (структурное подразделение по работе с документами КПСС и общественных организаций)

МОНАСТЫРСКИЕ СЕСТРЫ В УРЖУМЕ

  22 декабрь 2016 » Публикации » Статьи и очерки

Е. Чудиновских

На сайте Свято-Троицкого собора в Уржуме в списке священников, служивших в Уржумском уезде есть такие строки: «Дунаева, монахиня. Вместе с другой монахиней Печенкиной «летом 1937 г. пытались устроить «явление чудотворной иконы «живониской источницы», фактически выкраденной из закрытой часовни» (из партийного документа)».1

Звучит загадочно. Но хранящиеся в КОГКУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области» документы фонда № 6799 «Уголовно-следственные материалы на лиц, подвергшихся политическим репрессиям и реабилитированных в установленным законом порядке, Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кировской области» помогают разъяснить обстоятельства дела и дают достоверные сведения об упоминаемых личностях и о явлении чудотворной иконы.

Что же случилось тогда в Уржуме?

В 1937 году, году массового террора, гонения на Церковь, ее служителей достигли своей кульминации. В поле зрения карающих органов оказались все священнослужители как действующих церквей, так и закрытых храмов, все бывшие насельники монастырей, обители которых в подавляющем большинстве к тому времени были порушены.

В 1921 году был закрыт и Пророко-Ильинский женский монастырь города Мензелинска (ныне — Республика Татарстан).2

И в город Уржум, на родину, вернулись бывшие его насельницы - сестра Мастридия3 (Коростылева Мастридия Назаровна) и сестра Анна4 (Бушуева Анна Спиридоновна). Жить они устроились в одном доме на улице Свободы, 39. В 1937 году Мастридии было 85 лет, а Анне — 73 года, и в силу своего преклонного возраста им удалось избежать ареста, хотя не удалось избежать вызовов на допросы.

Монастырские сестры хранили верность обычаям своего монастыря и друг другу всю жизнь — встречались, переписывались, помогали в трудную минуту, чем могли. Вот и Мастридия переписывалась с сестрой Анастасией (Печенкиной Анастасией Яковлевной).

Родилась Анастасия в 1883 году в с. Круглое поле (на 1937 год — Челнинского района Татарской АССР). Впоследствии до закрытия жила в Пророко-Ильинском женском монастыре. Затем вернулась на родину.

В 1929-1930 годах репрессии против священно-церковнослужителей приняли массовый характер. И Анастасия в составе группы около 100 человек — священнослужителей и мирян была арестована органами ПП ОГПУ5 и отправлена в ссылку на 3 года. Отбыв ссылку, приехала домой. Деревня голодала. Мастридия же в письмах ей сообщала, что в Уржуме жить легче, так как хлеб дешевый, и звала к себе. И Анастасия поехала спасаться от голода к подруге. Устроилась жить в палатке при Митрофаниевской церкви города Уржума. И уже в свою очередь позвала еще одну монастырскую сестру — Ирину (Дунаеву Ирину Анисимовну).

Ирина родилась в 1887 году в крестьянской семье в дер. Иликово (на 1937 год — Бакалинского района Башкирской АССР). Далее ее жизнь как две капли воды повторяет жизнь Анастасии — Пророко-Илинский монастырь, потом арест в составе той же группы, ссылка в тех же местах (документы эти места не называют). Потом - возвращение в Мензелинск, где пришлось ютиться в церковной сторожке. В 1937 году она приезжает к Анастасии в Уржум и устраивается на жительство в той же церковной палатке. Жилище их становится приютом для странствующего, как назвало следствие, «церковного элемента». Очевидно, это были потерявшие приход и дом священно-церковно-служители и бывшие насельники разоренных обителей.

Сестер Анастасию и Ирину арестовали в один день — 27 июля 1937 года и заключили под стражу в уржумскую тюрьму. При обыске изъяли 24 церковные книги, переписку, церковные жестяные венки и свечи, фотографии. Из всего изъятого имущества сохранились до настоящего времени только несколько документов, да фотография неизвестной игуменьи (может, Мензелинского Пророко-Ильинского монастыря?).

Два допроса Анастасии и три — Ирины — и следствие было закончено.

Первоначально со стороны арестованных следовало полное отрицание своей вины, а затем под давлением следствия - отдельные признательные показания. Но ни одна не сдала своих подруг, своих сестер по монастырю. На соответствующие вопросы следователей сестры отвечали примерно так: «С Печенкиной Анастасией (Дунаевой Ириной) никогда разговоров контрреволюционного характера я не вела и со стороны ее самой не замечала».

Обе подтвердили, что рассказывали в Уржуме о том, что, находясь «в ссылке в лагерях», встречали там дочь последнего царя Николая Второго — Анастасию. То, что это царская дочь, для них было очевидно. С их точки зрения это подтверждало все — ее внешний вид, возраст, глаза. О такой необычной встрече они рассказывали всем знакомым в Уржуме. А еще говорили, что царевич Алексей жив и находится в городе Свердловске. Кстати, такие слухи долго ходили в народе — людям не хотелось верить в страшную мученическую кончину всей царской семьи.

На допросах признались, что видели и читали книгу «Протоколы сионских мудрецов», хотя о содержании книги никому не рассказывали. Создается впечатление, что и они этого содержания не ведали.6

По поводу же организации паломничества была рассказана следующая история. Якобы Анастасия и Анна нашли в лесу около Белой речки чудотворную икону «Живоносный источник» - одна доска размером 75 х 50 см. Сначала не решились ее взять. Лишь дня через три снова отправились в лес, взяли икону, принесли ее в Казанскую церковь города Уржума и поставили на лавочку, никому об этом не сказав. (Правда , в это слабо верится. Скорее всего, они не хотели признаваться, что сообщили священнику церкви о чудесной находке, чтобы его не подвести под арест. Вообще допросы их отличаются тем, что сестры не назвали ни одной фамилии, не подвели ни одного человека. А мы теперь уже знаем, что сделать это было далеко не просто. Даже сильные и, как кажется, стойкие мужчины не выдерживали применяемых методов допросов и оговаривали и себя и знакомых). Так ли было, или не так — теперь уже не выяснить. Но к иконе пошли люди — поклониться, помолиться святыне. Это и стало поводом к аресту монастырских сестер, который в постановлении на арест сформулирован как «устройство паломничества».

Все это: предоставление приюта странникам, рассказы о том, что живы члены царской семьи, о книге - «Протоколы сионских мудрецов», устройство паломничества к чудотворной иконе арестованные и не отрицали, хотя и не видели в том особой вины. Следствие же, добавив ко всему этому стандартное клише — обвинение в агитации против колхозов, постановило: «направить дело на рассмотрение тройки УНКВД по Кировской области».

Как известно, такие дела рассматривались альбомами — без суда. Обвинительное заключение было составлено в августе 1937 года, приговор Особая тройка при УНКВД Кировской области вынесла 8 октября 1937 года: Дунаеву Ирину Анисимовну, Печенкину Анастасию Яковлевну заключить в исправтрудлагерь на 10 лет.

Неизвестно, удалось ли перенести все тяготы заключения пожилым женщинам. Ирина Дунаева на 1940 год содержалась в Беломоро-Балтийском ИТЛ. Заключенные этого лагеря использовались на освоении Беломоро-Балтийского канала, лесозаготовках и сплавных работах в строительстве. В 1941 году лагерь был закрыт и заключенные переведены в другие ИТЛ. Об Анастасии Печенкиной после ее осуждения ничего не известно. Реабилитированы Ирина Анисимовна и Анастасия Яковлевна 10 октября 1989 года7.

По имеющимся документам невозможно установить, были ли монастырские сестры монахинями или послушницами монастыря, но очевидно то, что несли они свой крест послушания до конца, прошли через ссылки и тюрьмы, сохранив веру и верность религии и Церкви.

Изъятая у монастырских сестер фотографиz

Примечания

1 http://sobor-urzhum.ucoz.ru/Staty/Sbyashen.htm

2 Пророко-Ильинский женский монастырь III класса был образован в 1860 г. в Мензелинске по указу Александра II, с содержанием только за свой счет, без всякого пособия от казны. В городе за каменной оградой находились три храма, в том числе один каменный и около двух десятков жилых и хозяйственных построек. Кроме того, в 5 км от города, за рекой Мензелей, находилось монастырское хозяйство с десятками работников (ныне поселок совхоза им. Воровского). В начале XX в. число монахинь и послушниц в Мензелинском монастыре превышало 300. Монастырь был закрыт в 1921 г. К настоящему времени в городе сохранилась часть ограды и некоторые второстепенные постройки, а в совхозе им. Воровского - каменная церковь в честь Преображения Господня.

3 Коростылева Мастридия Назаровна родилась ок. 1852 года в дер. Викулята Уржумского уезда Вятской губернии.

4 Бушуева Анна Спиридоновна родилась в 1874 году в дер. Дядькино Уржумского уезда Вятской губернии.

5 ПП ОГПУ - Полномочный представитель Объединенного государственного политического управления.

6 В Википедии (свободная энциклопедия) так говорится об этой книге: «Протоколы сионских мудрецов» — появившийся в начале XX века сборник текстов, представлявшийся публикаторами как документы всемирного еврейского заговора; некоторые из них, в частности С. А. Нилус, утверждали, что это протоколы докладов участников Сионистского конгресса, состоявшегося в Базеле, Швейцария в 1897 г. В текстах излагаются планы завоевания евреями мирового господства, инфильтрации в структуры управления государствами, взятия неевреев под контроль, искоренения прочих религий. Протоколы сионских мудрецов играют важную роль в теории жидо-масонского заговора. - http://ru.wikipedia.org/wiki

7 ГАСПИ КО. Ф. 6799. Оп. 4. Д. СУ-4961.