Католическая община в г.Вятке сложилась во 2-й половине XIX века. Ее основу составили поляки, чиновники и ссыльные, волею обстоятельств оказавшиеся в Вятской губернии. На свои деньги они купили в городе землю и построили себе часовню, которая была в 1903 г. освящена в честь Императора Александра III, поэтому стала называться в городе Александровским костелом.
Постепенно в нем начали проходить регулярные службы, вокруг него сплачивалась небольшая по численности община Пресвятого Сердца Иисуса.
Наибольшее число католиков в Вятке было в годы 1-й Мировой войны, когда сюда хлынул поток беженцев из западных губерний России. В то время община организовывала различные благотворительные вечера в помощь беженцам, общественные мероприятия на тему польской культуры, при костеле действовала польская школа, была создана библиотека.
После окончания войны и провозглашения независимости Польши большинство поляков уехало на родину. В 1920-е годы в Вятке, по документам Государственного архива Кировской области, насчитывалось около 50 католиков.
Политика советской власти, утвердившейся в России, по отношению к католикам почти не отличалась от политики к представителям других конфессий. В 1918 г. все имущество вятского костела, как и православных церквей, мечети, кирхи и синагоги, было описано. В 1922 г. проведено изъятие церковных ценностей.
В конце 1920-х гг. развернулось наступление на религию: увеличивались налоги, готовились «требования трудящихся» о закрытии храмов и т.д. Все это закончилось закрытием костела в г.Вятке и передачей его здания зооветинституту. Хотя по существовавшему тогда законодательству верующим католикам должны были предоставить другое помещение для проведения служб, в Вятке об этом никто не позаботился. Все жалобы католиков в Москву оставались без ответа.
Католическая церковь в Советском Союзе уже в 1920-е гг. переживала большие трудности с кадрами священнослужителей: некоторые уехали за границу, другие были репрессированы, а подготовка новых пастырей не велась. Поэтому в те годы в Вятке не было постоянного ксендза. Службы проводил приезжавший из Перми, а потом из Свердловска отец Франциск Будрис, окормлявший католиков всего Урала и Предуралья.
После запрета вятских властей на проведение службы отцу Франциску как не имевшему постоянной прописки в г.Вятке службы проводили католические священники – ссыльные – отец Павел (Павел Савельевич Карпович) и отец Михаил (Михаил Михайлович Штиль). После закрытия костела верующие католики собирались на квартирах, где проводили мессы.
В 1934-1935 гг. в Вятке жил в ссылке экзарх (глава) Русской Католической Церкви о.Леонид (Леонид Иванович Федоров), причисленный ныне к лику святых. Возможно, он выбрал для поселения наш город из-за того, что в начале 1920-х гг. здесь проживали его сторонники, участвовавшие в становлении новой церкви. Вятские католики, не имевшие в 1930-е гг. духовного пастыря, с уважением относились к отцу Леониду, для которых он был моральным авторитетом.
В годы «большого террора» почти все католические священники в СССР были арестованы. Подвергся репрессиям и отец Франциск Будрис, служивший тогда в г.Уфе. Его деятельность, связанная с разъездами по городам Урала и Предуралья, привлекла внимание. В результате было сфабриковано дело, где отец Франциск изображался резидентом иностранной разведки, а католики в разных городах – его агентурной сетью.
По делу отца Будриса было арестовано более ста человек. Прошли аресты и по городу Кирову, в первую очередь тех людей, которые много общались с отцом Франциском. В деле также изображается шпионская организация, действовавшая по приказу отца Будриса, руководителем которой якобы был Иосиф Соболевский, в 1920-е гг. – староста католической общины г. Вятки. Обвинения предъявлялись чисто политические: шпионаж, подрывная деятельность, антисоветская агитация. В вину ставилось и общение с католическими священниками, и протесты против закрытия костела: сбор подписей, поездка в Москву с жалобой, и проведение месс на квартирах и т.п.
Дело вятских католиков укладывалось в рамки так называемого «польского приказа» НКВД (см. приложение), когда привлекались все лица, связанные с Польшей происхождением, родственными связями, пребыванием там, даже в плену и т.д. Как правило, они обвинялись в принадлежности к так называемой «Польской организации войсковой» (ПОВ) - мифической организации, готовившей якобы восстание на случай войны с Польшей. Нами выявлено 18 католиков, репрессированных в Кирове в 1937-1938 гг. Возможно, их было больше: при аресте о вероисповедании, как правило, не спрашивали.
Фактически католическая община была ликвидирована: актив был уничтожен, а оставшиеся, продолжая молиться дома, стали скрывать свою принадлежность к католической вере.
Начавшаяся 2-я Мировая война, присоединение к СССР западных земель (бывшей территории Польши и стран Прибалтики) несколько изменили национальный состав жителей Кировской области, куда было направлено на спецпоселение несколько тысяч поляков, украинцев, белорусов, евреев, эстонцев и др.
Среди прибывших были представители разных конфессий, в т.ч. и католики. Так в г.Киров был направлен из Эстонии архиепископ Эдуард Профиттлих, здесь он и принял мученическую кончину (вопрос о его причислении к лику святых в настоящее время решается). Репрессированы в то время были и капеллан польской военной миссии отец Чеслав (Грабский), который проводил мессы в г.Кирове и Опаринском районе; и католик Антони Григайтис из Польши, который получал от отца Чеслава образки и распространял их среди верующих.
В настоящее время католический приход Пресвятого Сердца Иисуса вновь возродился, живет и действует на Вятке.