Удивительно иногда складываются людские судьбы, и, изучая биографию человека, иногда даже не подозреваешь, как у него сложится жизнь. В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области подготовлен биографический справочник о руководителях Вятского края ХХ века. В нем есть и биография Александра Михайловича Малкова, человека интереснейшей судьбы.
А.М. Малков родился в 1898 году в дер. Зоновская Котельничского уезда и после окончания Котельничской ремесленной школы стал рабочим на железной дороге. В 1917 году он был призван в царскую армию, однако, прослужив всего восемь месяцев, был демобилизован и вернулся домой. Вскоре ушел кв Красную Армию и воевал на Восточном фронте против войск Колчака.
В 1920 году его как специалиста -железнодорожника демобилизовали, и он начал работать на станции Вятка-1. Сначала-слесарем, а потом – инспектором по охране труда. С 1924 года начинается его руководящая работа: сначала его избирают председателем месткома профсоюза, затем – ответственным секретарем партийной организации депо станции. Через год его выдвинули на работу во второй городской райком партии, где он работа инструктором, заведующим отделом и ответственным (первым) секретарем райкома ВКП(б).
В апреле 1928 года Александр Михайлович был избран председателем Вятского горисполкома. В этой должности он занимался реконструкцией предприятий кожевенной промышленности, Вятской районной электростанции, решал вопрос по радиофикации города, и именно в то время был объявлен конкурс по составлению проекта нового здания театра. А.М. Малков был человеком своего времени со сложившимися взглядами и убеждениями, поэтому его подпись стоит под решениями горсовета о закрытии в городе Вятке Спасского собора, Воскресенской и Серафимовской церквей.
В апреле 1929 года Александр Малков пошел на повышение: он был назначен заместителем председателя Вятской губернской плановой комиссии (губплана). Как мы видим, у человека складывалась хорошая карьера партийно-советского работника: в 31 год он был в губернских руководителях, последовательно пройдя по ступенькам путь от простого рабочего.
Однако жизнь внесла свои коррективы. Летом 1929 года Вятская губерния была ликвидирована, и ее территория вошла в Нижегородский край. соответственно были упразднены и все губернские учреждения. Перед Александром Малковым встал вопрос, куда идти дальше. Как он позже вспоминал, у него была возможность работать в советских органах, но он выбрал другой путь.
Во второй половине 1920-х годов в стране бурно началась индустриализация, возводились новые промышленные предприятия, началось перевооружение армии. Везде требовались специалисты, и руководящая партия большевиков поставила задачу подготовки будущих «командиров производства».
На места шли многочисленные разнарядки о направлении коммунистов на учебу. Александр Малков решил воспользоваться возможностью получить образование (ремесленной школы, конечно же, было мало). И с партийной путевкой поехал в Москву. Он поступил в Высшее инженерно-строительное училище, а по окончании продолжил учебу в Военно- инженерной академии Красной Армии имени Куйбышева, которую закончил в 1936 году.
С этого момента началась военная служба. Сначала он служил помощником командира отдельного строительного батальона, затем – военным представителем на заводах Харькова. В годы Великой Отечественной войны был призван на фронт, но воевать ему пришлось совсем немного: в 1941 году под Ельней он был тяжело ранен. После выписки из госпиталя Александр Малков служил в Свердловске военным представителем на заводах, затем – начальником строительства военного объекта.
В 1945 году его переводят в город Самбор Львовской области, где он был назначен начальником строительства базы для сбора трофеев ракетной техники и ракетного оборудования. Именно в это время Александр Михайлович знакомится с Владимиром Павловичем Барминым, впоследствии генеральным конструктором, академиком, и как пишут в энциклопедии, «основоположником создания отечественных стартовых и технических комплексов наземного оборудования для подготовки к пуску и запуску ракет».
Бармин в месте с группой конструкторов после окончания войны был направлен в Германию для изучения ракетной техники. А.М. Малков после постройки базы в Самборе также был направлен туда, где служил в бригаде особого назначения главного артиллерийского управления Советской Армии. Эта бригада занималась сбором военной техники, документации, оборудования для производства и боевого применения ракет.
После завершения работ в Германии и возвращения в СССР Александр Михайлович служил в военном представительстве при конструкторском бюро В.П. Бармина в Подлипках (современный город Королев) под Москвой и на полигоне Капустин Яр на Волге.
В 1949-1953 годах Александр Михайлович Малков – начальник отдела главного управления ракетного вооружения Министерства СССР в звании инженера-полковника. Затем в течение года он преподавал в артиллерийской академии имени Дзержинского, где читал курс лекций по наземному оборудованию ракетного вооружения. В 1954 году он был уволен в запас по болезни.
За годы службы был награжден орденами: Знак Почета (1943), двумя – Красной Звезды (1945, 1947), Красного Знамени (1951), и медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейными, нагрудным знаком Советского комитета ветеранов войны (1973). Его сын Владислав Александрович пошел по стопам отца: 30 лет прослужил в Советской Армии, сейчас – полковник в отставке.
А.М. Малков умер 24 сентября 1977 года в городе Бровары Киевской области на Украине.
Вот такая интересная биография у котельничанина из деревни Зоновской Александра Михайловича Малкова.