Е. Чудиновских
Провозглашённые Л. Н. Толстым 5 заповедей:
1.-"не противься злу",
2.-"не прелюбодействуй",
3.-"не судись",
4.-"не клянись",
5.-"не воруй".
2010 год — год 100-летия со дня смерти Льва Николаевича Толстого, создавшего своеобразное религиозно-нравственное учение, нашедшее отклик не только у современников, но и у представителей следующих поколений.
В КОГКУ «Государственный архив социально-политической истории Кировской области» хранятся документы, которые говорят о том, что толстовство было не чуждо и вятским людям. Среди документов различных партий и движений находится документ, название которого - «Устав Общества истинной свободы в память Льва Николаевича Толстого», показалось любопытным.
Обратившись к интернету, узнаем, что Общество с таким же названием было основано 27 июня 1917 года в Москве. Это общество, которое вскоре насчитывало от 750 до 1000 членов, располагалось в Газетном переулке, 12.1
Размещено в сети и несколько статей на интересующую тему. Наиболее ёмкой оказалась статья писателя, журналиста Марка Александровича Поповского2 «Русские мужики рассказывают… Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе. 1918-1977». Из статьи следует, что «золотым веком толстовства» последователи великого писателя называли 1918-1922 годы. Толстовцы-горожане (большинство из них жило в Москве) развернули в эти годы активную деятельность. Общество располагало большой библиотекой религиозного и философского содержания, вегетарианской столовой, которая вместе с тем служила клубом — местом постоянных лекций, бесед и публичных диспутов. Толстовцы «пользовались коротким «золотым веком» для того, чтобы снова и снова повторять в своих газетах, журналах и бюллетенях, что к свободе и равенству каждого отдельного индивидуума может привести только нравственное усовершенствование в свете христианства. Они продолжали публично утверждать, что любая власть, независимо от социальной и экономической системы, господствующей в стране, исключает подлинное христианство, ибо христианство предполагает любовь между людьми, а государство ради своих интересов требует от гражданина насилий через участие в военной службе. Не принимали деления общества на классы и не соглашались с идеей большевиков о том, что личность имеет смысл и значение, только если она принадлежит к большинству, к классу угнетаемых. Большевистское руководство терпимо относилось на тот период к этим высказываниям. В столице устраивались диспуты между большевиками и толстовцами, которые собирали тысячные аудитории. При обществе же функционировало основанное еще при жизни Л.Н. Толстого издательство «Посредник», которое в первые годы после революции выпускало произведения Толстого, запрещенные царской цензурой. Во главе Общества стояли В. Чертков3, В. Булгаков4 и П. Бирюков5. Такие же общества начали в те годы возникать и в провинции: остались свидетельства о создании Обществ Истинной Свободы в двух деревнях Смоленской области, а также в селах Заволжья и Подмосковья.6
Как видим, остались свидетельства о создании такого Общества и в Вятской губернии. Благодаря другим документам, обнаруженным позднее, выяснилось, что Общество пытались организовать в 1919 году в городе Уржуме. У истоков уржумского Общества истинной свободы в память Л.Н. Толстого стояли трое: Михаил Иванович Егошин, М.В. Перминов и П.Е. Терпимов. Их программа (они это назвали — «Опыт краткого изложения основ истинной свободы») состояла из 14 пунктов.
Кратко это можно представить так: у каждого человека есть душа, которая стремится к Богу, в этом заключается сущность человеческой жизни и ее истинное благо. Вытекающее из этого правило, основной закон жизни человека - «поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Соединению души человеческой с Богом препятствуют грехи и соблазны. С ними человек должен бороться. Чем больше исполняет человек закон Бога — закон любви — тем он свободнее. «Истинная свобода не может быть дана человеку человеком». Отечество — весь мир, все люди братья. Недопустимо никакое насилие человека над человеком. Земля — общее достояние всех людей. Совесть свободна. «Познайте истину и истина сделает вас свободными».
Целью своей Общество ставило общение единомышленников и просветительство. В Уставе предполагалось в Обществе иметь справочное бюро, клуб для собеседований. Для познания истины члены Общества предполагали открывать библиотеки-читальни, издавать и распространять книги, устраивать лекции и собрания, принимать участие в оказании помощи преследуемым за религиозные убеждения и т. д. Наличность председателя Общества представлялась излишней. На каждом собрании должен был председательствовать один из членов совета.7
Мы не знаем судьбы уржумских толстовцев. Как следует из следующего приводимого документа - протокола заседания Уржумского комитета РКП(б) от 12 сентября 1919 года, в провинции столичным либерализмом не страдали. И дата официальной организации Общества явилась и датой его ликвидации.
На этом заседании толстовцы решили о своем Обществе поведать миру. Был заслушан доклад тов. Перминова об организации Общества.
Реакция на этот доклад предсказуема. Над толстовцами посмеялись, записав в протоколе: «В программе ярко обрисовывается уморительная на взгляд пролетариата религиозно-идеалистическая галиматья и до смеха наивно-глупые соображения. Устав Общества ясно противоречит изложению целей и задач Общества, которые вообще прямо противоречат пролетарской идеологии и партии коммунистов-большевиков и здравому смыслу каждого мало-мальски сознательного человеческого существа в частности. По прочтении материалов и по заслушании всех трех представителей-инициаторов создалось довольно комичное настроение. Высказывавшиеся после этого члены комитета и члены партии находились в недоумении и заявляли «толстовцам», что те перенесли их во времена Николая 2-го, а сами или находились в довольно продолжительной спячке или намеренно замаскировались...»
Потом решили пожурить заблудших товарищей: «Принимая во внимание, что цели и задачи Общества имеют тезисы и положения прямо-таки контрреволюционного характера, и это Общество хотело создать гнездо контрреволюционеров и вообще группировку темных личностей, постановили: инициаторам выкинуть мысли из головы об организации Общества и предупредить товарищей, дабы они не впали в ошибку, которая бы не принесли для них неприятных результатов».
А после, казалось бы, дружеского предупреждения последовал неожиданный вывод: «Материал передать в ЧК. И предложить выяснить физиономию инициаторов».8
Так что, возможно, уржумским толстовцам на практике пришлось проверять положения своей программы: «Чем больше человек исполняет закон Бога — закон любви — тем он свободнее. И если человеку открылся этот закон и он полагает свою жизнь не в теле, а в духе, то в какие бы цепи его ни заковали,и в какие бы тюрьмы не сажали, он всегда свободен».
Около 1980 года цитировавшийся уже ранее Марк Поповский писал: «Как известно, сам Лев Николаевич Толстой считал, что число его сторонников в России ничтожно... Но две трети века спустя, беседуя со стариками толстовцами, я смог убедиться, что уже в советское время жили и сохраняли свои убеждения тысячи последователей учения Льва Толстого. В основном это были крестьяне, но много было среди них и горожан — рабочих, мелких служащих, учителей, врачей. Сотни из них были брошены в лагеря и тюрьмы, в сумасшедшие дома и ссылки. Более ста толстовцев расстреляны. Не удивительно, что после всех страданий и преследований маленький народ единомышленников Льва Толстого насчитывает сегодня, очевидно, не более полусотни здравствующих членов. Их средний возраст в 1977 году колебался от 75 до 90 лет. Их пример, их жизнь дает, как мне кажется, ответ на тот вопрос, который я задавал и себе, и своим читателям в своих прошлых книгах: можно ли выстоять, можно ли сохранить свою совесть незапятнанной, живя в тоталитарном обществе?»
Из той же сети интернет узнаем, что на сегодня последователи толстовства есть во многих странах мира. В России официально в 2004 году при Минюсте зарегистрирована религиозная организация "Духовное единство" ("Толстовцы").9
Примечания
1.Русские вегетарианцы в Первую мировую войну и при Советах. http://www.vegetarian.ru/articles/news_detail.php?ID=590.
2. Марк Александрович Поповский (1922—2004) — писатель, журналист, правозащитник, диссидент.
3. Влади́мир Григо́рьевич Чертко́в (1854 —1936) — лидер толстовства как общественного движения, близкий друг Л. Н. Толстого, редактор и издатель его произведений, общественный деятель.
4. Валенти́н Фёдорович Булга́ков (1886—1966) — последователь и последний секретарь Л. Н. Толстого. Руководитель ряда литературных музеев. В конце жизни около 20 лет возглавлял Яснополянский музей.
5. Па́вел Ива́нович Бирюко́в (1860 —1931) — русский публицист и общественный деятель. Известен как крупнейший биограф, друг и последователь Л. Н. Толстого.
6.. http://www.levtolstoy.org.ru/lib/ar/author/637
7. ГАСПИ КО. Ф. П-45. Оп. 1. Д. 76. Л. 11-13.
8. Там же. Ф. П-12. Оп. 11. Д. 01. Л. 159об-160.
9. http://aleksionapolis.ru/rel-tolstovsi.html