С 01 июня 2020 года начал свою работу обновленный сайт Центрального государственного архива Кировской области в тестовом режиме. Будем рады видеть Вас на новом сайте архива!
Центральный государственный архив Кировской области (структурное подразделение по работе с документами КПСС и общественных организаций)

Начало регулярного автобусного движения в г. Кирове

  22 декабрь 2016 » Публикации » Статьи и очерки

Е.Ю.Маркова

г.Киров

Ровно 80 лет назад на улицах нашего города появились первые автобусы. В середине 1920-х гг. в растянутом по берегу реки городе Вятке проживало менее 65 тысяч человек. Развивалась местная промышленность, город разрастался. Возникала необходимость сообщения между разными концами города. В 1927 г. был поднят вопрос о регулярном автобусном сообщении в городе.

Как же это произошло? В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО) в фонде многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства г. Кирова хранится дело о введении автобусного движения в городе, которое может рассказать нам, как же началось регулярное автобусное сообщение.

В 1927-1928 гг. между городом Вяткой и государственным трестом автомобильных заводов «Автотрест» завязалась переписка по вопросу приобретения двух закрытых автобусов марки «ЯЗ» производства Ярославского автозавода вместимостью 22 пассажира.

Вятский городской инженер Уваров составил смету на приобретение и эксплуатацию автобусов за период 1928/29 — 1931/32 года. Были учтены все расходы на приобретение двух автобусов, запасных деталей и топлива, на оборудование и содержание гаража, на ремонт и пр. Весьма скрупулезно подсчитывали предполагаемый доход от запуска автобусного движения по городу. За 4 года, по подсчётам инженера Уварова, планировалось выручить прибыли 513 860 руб. В прилагаемой к смете объяснительной записке инженер приводит веские аргументы в пользу приобретения автобусов и начала автобусного сообщения в Вятке. Он указывает, что «Вятка давно уже испытывает нужду в легковом автотранспорте … Для Вятки, тем более создание автотранспорта, а не другого вида средств передвижения — выгодно во всех отношениях».

Развивая эту мысль, городской инженер указывает на то, что «в городе Вятке официально занимаются легковым извозом 83 человека … причем как заявил владелец частного автомобиля, он не помнит случая, чтобы у него когда-либо было пустое место ...». Таким образом, инженер Уваров выделял, что для растущего города нужно регулярное автобусное сообщение, поскольку услуг, предоставляемых частными извозчиками, слишком мало.

Инженер говорил и о том, что «состояние мостовых городских улиц … не давало возможности ввести автобусное движение в городе, хотя экономические предпосылки создания автотранспорта были на лицо».

В марте 1928 г. было образовано Вятское губернское отделение общества «Автодор» для содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог.

Однако несмотря на долгие переговоры о покупке автобусов и подготовке сметы, вопрос начала в Вятке регулярного автобусного сообщения остался открытым до 1934 г., что было связано с образованием Нижегородского края в 1929 г. После этого Вятка стала городом районным, отдаленным от центра, поэтому вопрос об автобусах был отложен. Когда на карте страны появился Кировский край с центром в городе Кирове, вопрос о регулярном транспортном сообщении снова стал актуальным.

Как свидетельствует паспорт города, на конец 1934 г. в г. Кирове перевозку людей осуществляли 3 автобуса. Уже с 1935 г. число автобусов в городе возросло до 13.

А в 1936 г. появилось централизованное движение с 8.00 до 23.00 по улицам Ленина, Красноармейская, К. Маркса, Комсомольская до станции Киров-1. Платили тогда за проезд 50 копеек.

 

 

Ведущий специалист отдела использования архивных документов ГАСПИ КО

Е.Ю. Маркова

 

Фото предоставил Е. Пятунин

Ф. 6817 Оп. 1 Д. 63. Оп. 4. Д. 3. Лл. 24,39об,71,99

Пятунин Евгений, Автомобили на Вятке 100 лет. Киров 2006. С.10-13

//Опубликовано в газете "Кировская правда" 2014 20 Февраля №18, С.-3

5
Это пустая страница
5
Это пустая страница