В. С. Жаравин
После поражения в Крымской войне правительство России приняло решение об ускоренном строительстве железных дорог в стране с привлечением частного капитала. В стране начался «железнодорожный бум». Появившиеся земские учреждения, особенно на губернском уровне, активно включились в работу по проведению железных дорог через свои губернии.
Вятское губернское земство с самого начала своего существования активно выступало за проведение железных дорог по территории Вятской губернии1. В 1860-е годы возникает идея строительства Сибирской железной дороги, будущего Транссиба. Большие споры вызывал вопрос о соединении этой дороги с центральной частью России.
Для выбора направления будущей железной дороги в Вятку был командирован чиновник Министерства внутренних дел Павел Иванович Мельников, известный всей читающей России как писатель Андрей Печерский. До министерства он служил в Нижнем Новгороде и по заданию губернатора занимался старообрядцами, для чего объездил северную часть Нижегородской и южную часть Вятской губерний (собранные материалы и личные наблюдения автора легли в основу его книг «В лесах» и «На горах»).
Как сообщали «Вятские губернские ведомости»: «21 июля [1869 года] прибыл в Вятку действительный статский советник Мельников»2.О целях своего визита он написал председателю Вятской губернской земской управы Матвею Матвеевичу Синцову в письме, найденном в ГАКО: «Господин министр внутренних дел поручил мне обозреть северо-восточные губернии и собрать сведения о состоянии в них народной промышленности, направлениях сбыта главных произведений и том влиянии, которое могут иметь на развитие этой производительности предложенные в этом крае линии железных дорог»3.
Далее П. И. Мельников показал хорошее знание обстановки в Вятской губернии по проектированию будущих железных дорог, о деятельности железнодорожного комитета при Вятском губернском земстве.
В письме изложен проект железнодорожной линии Нижний Новгород – Шурминский завод – Царевосанчурск – Сарапул – Екатеринбург. По мнению П. И. Мельникова, это направление железной дороги очень важно для Вятской губернии. Проектируемая железная дорога пересечёт линию Казань – Вятка – Котлас (Волго-Двинскую железную дорогу) и вместе с дорогой Пермь – Вятка – Кострома станет вторым продолжением Сибирской железной дороги.
В связи с проектом П. И. Мельников просил у М. М. Синцова предоставить ему сведения «о производительности Вятской губернии по уездам, а если возможно, то и по волостям; о направлении сбыта главнейших произведений»4. Кроме этих, требовались сведения «о топографических удобствах и неудобствах» будущей железной дороги: «ровность или неровность почвы, присутствие или отсутствие болот, незаселённых мест, лесов, переходов через реки и т. д.»5
Все данные нужно было представить к сентябрю 1869 г.
Во втором письме, датированном 10 октября 1869 г., П. И. Мельников благодарит М. М. Синцова за присланные сведения, уточняя свой проект железной дороги по южной части Вятской губернии. П. И. Мельников пишет: «Вместе с линией Уральской железной дороги на Екатеринбург она (линия Нижний Новгород – Сарапул. – В. Ж.) составляет почти совершенно прямую в существующей сети железных дорог до Сибири. Это главнейшее и неоспоримое её преимущество перед прочими направлениями. Второе преимущество: она будет дешевле всех, ибо идёт ровными местами, избегая холмов, болот и т. д.»6.
Из письма видно, что к этому времени у П. И. Мельникова и М. М. Синцова сложились дружеские отношения. В конце письма П. И. Мельников пишет: «Передайте супруге Вашей мой усердный поклон от жены моей. Она очень её помнит, свою обожательницу»7.
Пётр Иванович Наумов, служащий Вятской губернской земской управы в 1899–1910 гг., впервые написавший о проекте П. И. Мельникова-Печерского, отметил ещё одно из его писем М. М. Синцову, видимо, конца 1869 г. В нём П. И. Мельников писал: «В газетах много пишется о направлении на Царевосанчурск. Но в Петербурге над ним только смеются… Борются Сарапул и Вятка, т. е. примычка к Перми или к Сарапулу. О Санчурске и помину нет. Если мы дружно навалимся на всю Вятско-Пермскую линию, так выиграем»8.
И далее П. И. Мельников писал, что выслал М. М. Синцову свой доклад, подготовленный для Министерства внутренних дел.
Причину провала проекта П. И. Мельникова-Печерского Наумов видел в том, что «в его распоряжении не было самого главного: статистического материала – без которого при решении таких важных вопросов немыслимо обойтись, как бы ни было крепко внутреннее убеждение чиновника, каковым в данном случае и был Мельников. Вследствие этого проект Мельникова производил в заинтересованных кругах и учреждениях впечатление записок туриста, а включение в него такого городка, как Царевосанчурск, вызывало даже насмешки»9.
Жизнь показала, что сама идея П. И. Мельникова-Печерского о кратчайшей линии соединения Сибирской железной дороги с Европейской частью России была правильной. Фактически видоизменённым проект П. И. Мельникова-Печерского был осуществлён в 1910 гг., когда была построена железная дорога Екатеринбург – Сарапул – Казань, на которой возникла станция Вятские Поляны.
Примечания
1 Подробнее см.: Жаравин В. С. Вятское губернское земство и строительство железных дорог в крае // Вятскому земству – 130 лет : материалы Всерос. конф. Киров, 1997. С. 86–90.
2 ВГВ. 1869. 26 июля (№ 30). С. 8.
3 ГАКО. Ф. 616. Оп. 1. Д. 430. Л. 98.
4 Там же.
5 Там же. Л. 99.
6. Там же. Л. 119.
7 Там же. Л. 120.
8 Наумов П. И. Материалы для истории торговли Вятской губернии // ПКВГ на 1904 год. Вятка, 1903. С. 255 (Отд. 2).
9 Наумов П. И. Железнодорожные проекты в интересах Вятской губернии // ПКВГ на 1909 год. Вятка, 1908. С. 168 (Отд. 2).
//Местное самоуправление в России: традиции и современность (к 150-летию земской реформы): Материалы Всерос. науч. конф., Киров 7 окт. 2014г./ науч.ред. М.С.Судовиков; отв. за вып. С.Н.Будашкина; Киров. обл.науч.б-ка им. А.И. Герцена.- Киров: ИД "Герценка", 2014.-С.108-111